«Не нравится - собирай манатки и пошел вон»: обедневшие казанские перевозчики, не дождавшись милости от властей, бросают свои маршруты

Дарья СУББОТИНА
«Не нравится - собирай манатки и пошел вон»: обедневшие казанские перевозчики, не дождавшись милости от властей, бросают свои маршруты

Сразу три автобусных перевозчика в Казани расписались в этом году в недееспособности и отказались обслуживать доверенные им маршруты. В начале года с 62-го маршрута в ЖК «Салават Купере» ушел ООО «Агромир», осенью ИП Умаров расторг контракт с исполкомом на обслуживание 70-го и 71-го маршрутов из Константиновки, а на днях сдался «Республиканский автовокзал», который возил пассажиров на 90-м автобусе в Куюки. В Ассоциации АТП РТ предупреждают, что, если доходы транспортников не увеличатся, возить казанцев скоро будет некому.

О своем бедственном положении автоперевозчики Казани традиционно заявляют перед каждым Новым годом. В конце 2018-го они грозили забастовками и транспортным коллапсом, в итоге добились повышения тарифа на проезд на два рубля - до 27 рублей. Эта сумма сразу не устроила автобусников, поэтому осенью 2019-го они снова завели песню о главном, требуя поднять цену билета до 40 рублей, если уж власти упорно не желают компенсировать расходы за перевозку льготников. Однако транспортникам пришлось довольствоваться 30 рублями.   

Весенняя самоизоляция, когда пассажиропоток в автобусах упал в семь раз, а к расходам АТП добавились траты на дезинфекцию и маски для кондукторов и водителей, стала последней каплей. Итог - минус три.

- Это впервые в истории Казани, такого еще не было! - сокрушенно заявил «Вечерней Казани» председатель Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков.

Он напомнил, что первым, еще в январе 2020 года, «сошло» с маршрута № 62 ООО «Агромир». С 1 ноября отказался от 70-го и 71-го маршрутов ИП Умаров.   

- Третий перевозчик - ООО «Республиканский автовокзал», который работал на рынке пассажирских перевозок 10 лет, ушел на прошлой неделе. Да, на работу 90-го маршрута осенью поступали жалобы. Перевозчик усилил контроль за качеством обслуживания. Ситуация, по словам пассажиров, изменилась в лучшую сторону. Перевозчик старался, работал. В 2018-м он обновил половину автопарка, по условиям муниципального контракта стояла задача до 1 января 2021 года завершить обновление подвижного состава. Но где взять на это средства? В этом году сокрушительный удар по рынку пассажирских перевозок нанесла пандемия. Пассажиропоток резко упал, а ведь деньги, которые платят пассажиры за билеты, - единственный источник дохода для наших автотранспортных предприятий. В ноябре и декабре в Казани сгорели три автобуса. Да, это ЧП. А почему они сгорели? Потому что нужно вовремя проводить все технические работы, рекомендованные заводами-производителями. А средств на это нет. Нас обвиняют, что мы добиваемся пересмотра тарифов. Поверьте, перевозчики не за повышение тарифов для пассажиров. Мы за то, чтобы в Татарстане исполнялся ФЗ № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», когда бюджет платит за каждый километр пробега, как это происходит в Москве. Раз этот закон у нас не исполняется, мы просим хотя бы какую-то дотацию и чтобы перевозку льготников полностью компенсировали. В противном случае за тремя перевозчиками могут последовать и другие. Все уже на грани.  

- Я с 2004 года работал, в один день все бросить - нелегко, знаете, - вздохнул в разговоре с корреспондентом Алик Умаров, обслуживавший 70-й и 71-й маршруты. - Почему бросил? Я в сроки лизинговых платежей не укладывался, расходы с доходами не сходились, смотрю - становится все хуже и хуже, поэтому сам пошел и сдал машины в лизинговую компанию. Шанса все исправить не было, зачем затягивать петлю на шее… В основном проблемы у казанских перевозчиков из-за льготников. Это каждый второй пассажир, а власти за них не платят.  

Напомним, еще в сентябре 2019-го Умаров рассказал «ВК», что заложил машину и квартиру, чтобы платить лизинг за автобусы. Сейчас опытный транспортник, рассчитавшись с долгами, переехал работать в Нижнекамск, где ему предложили условия гораздо лучше казанских.

-  Мне пришлось отдать лизинговой компании 16 автобусов, потому что платить было нечем. В итоге 62-й маршрут фактически взяли и убили - сократили вдвое, - переживает директор ООО «Агромир» Владимир Капитонов. - А маршрут сам по себе был хороший, рабочий, с пассажирами проблем не было. Если бы платили за льготников в полном объеме, работай - не хочу! Сам я с 1999 года перевозками занимался, четвертый в Казани был. В пиковые 2003 - 2004 годы у меня 58 «пазиков» было, четыре маршрута обслуживал. Тогда никто нам льготников не навязывал, кошмарных условий не ставил. Не вешали на нас эти электронные кошельки, системы ГЛОНАСС, которые сейчас обязывают устанавливать и обслуживать за свой счет. А потом за мои же деньги меня же контролируют, смотрят, как мой автобус едет! Вся страна работает по ФЗ-220, когда перевозчикам платят за километраж, одни мы только тут по-своему живем. Экономика с такими правилами не срастается! Новые контракты обязывают закупать новые автобусы, один стоит 10 - 12 млн рублей, на какие шиши?

Возвращаться в транспортный бизнес Капитонов не собирается, поскольку, по его словам, полностью в нем разочаровался. По крайней мере, в условиях Казани. Экс-перевозчик полагает, что сейчас казанские власти своим ничегонеделанием выживут частников с рынка пассажирских перевозок, который в итоге полностью достанется МУПам. К слову, уже «освободившиеся» маршруты передали МУП «ПАТП-2».

- У властей города никакого интереса к нам нет. Не нравится - собирай манатки и пошел вон. У них есть два МУПа, которые им машины покупают, до сих пор вон суды идут, и все, их это устраивает, - считает Капитонов.

С вопросами, планируется ли спасать частных автоперевозчиков и собираются ли им наконец компенсировать проезд льготников, «ВК» обратилась в исполком. Ждем ответа.