Не желаете Петрушку погладить?

Инна СЕРОВА
Не желаете Петрушку погладить?

Памятник Петрушке скоро появится в Казани. Но не той известной кукле - герою народных представлений. Это будет скульптура, изображающая скромную, совсем не породистую лошадку-трудягу, в честь которой, а об этом нынче знают и помнят очень немногие казанцы, когда-то был назван Петрушкин разъезд.

Вы не жалуете общественный транспорт? Клянете его за издевательскую неторопливость и непомерную дороговизну? Ваши бы проблемы да горожанам, пользовавшимся общественным транспортом полтора с лишним века назад, когда, собственно, в Казани и появился Петрушка - вместе с разъездом своего имени.

В 70-х годах XIX столетия казанцы получили новый вид общественного транспорта - конку. Пара лошадей тянула двухэтажные вагоны по рельсам, проложенным из центра города, от Большой Проломной мимо вокзала и пристани по дамбе до Устья в Адмиралтейской слободе - до того самого места, которое вскоре назвали Петрушкиным разъездом. Там было разворотное кольцо, на котором происходила смена лошадей: уставшую пару выпрягали, чтобы покормить и дать отдохнуть, а на ее место впрягали сытую и выстоявшуюся, с прошлого рейса. На разворотном кольце дежурила лошадка, ее задачей было развернуть вагон, пока меняют основных коней. Ее-то и прозвали Петрушкой. Там, где располагалось разворотное кольцо, был крутой спуск и подъем, тащить вагон было особенно тяжело, но Петрушка справлялся с этим в одиночку.

- Лошадка жила в специальной конюшне близ разворотного кольца, вместе с другими лошадьми, обслуживавшими конку, и никогда не покидала разъезда, - рассказывает казанский краевед Георгий Мюллер. - С утра до вечера она под навесом ожидала прихода конки. Проходили десятилетия, лошадки менялись, а кличка Петрушка сохранялась за всеми. Казанцы Петрушек любили и жалели, ласкали и подкармливали.

А вот саму конку и рельсы, по которым Петрушка ходил, горожане, к слову, ругали за то же, за что сегодня их потомки ругают общественный транспорт и дороги: за низкие скорости, плохое качество дорожного покрытия и дороговизну. Георгий Мюллер показал мне выписку из воспоминаний одного из устроителей казанской конки - петербургского купца Тальквиста: "Рельсы идут поверх труб газопровода и водопровода... Подъем полотна высокий, переезды затруднены, а на Проломной запружен сток воды с нагорных улиц... В полчаса, которые должен ждать пассажир отхода вагона, он два раза успеет пройти пешком все это пространство, поэтому часто приходится встречать пустые вагоны...".

Вагоны конки были двухэтажными, места в них двух видов: внизу закрытые, наверху открытые, продуваемые всеми ветрами. Проезд из конца в конец в закрытом вагоне стоил 15 копеек, наверху - 5. А на 20 копеек можно было купить фунт (0,41 кг) говядины, на 25 - фунт сливочного масла. Но альтернативного транспорта тогда не было, а пассажиропоток на конке рос. С октября 1875 года по октябрь 1876-го выручка конки составила неплохую по тем временам сумму - почти 59,4 тысячи рублей, а в следующем году - уже 63,7 тысячи. Впрочем, какой бы ни приносила конка доход, Петрушке от этого не было ни жарко, ни холодно.

- Для Адмиралтейской слободы Петрушка - такой же исторический бренд, как и вековой труженик буксир "Волгарь", много десятилетий курсировавший между Верхним Услоном и Старым Устьем, или как легендарная галера "Тверь", на которой в Казань прибыла Екатерина II, - говорит Георгий Мюллер. - Петрушка стоит того, чтобы его увековечили! Он заслужил это не меньше, чем, например, водовоз с лошадкой, скульптура которого несколько лет назад украсила улицу Горького в районе Водоканала. И, представьте, человек, который решил поставить на свои личные средства памятник лошадке-труженице, в Казани нашелся! Это генеральный директор расположенного как раз на Петрушкином разъезде подшипникового завода Даниал Бикмухаметов.

Вчера Бикмухаметов показал корреспонденту "ВК" проект памятника Петрушке. Развернул листок со словами:

- Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить! Задумал-то я этот памятник еще лет двадцать назад, с тех пор как узнал историю Петрушки. Но долго не складывалось все, а теперь обратного хода у меня нет. Проект подготовили по моей просьбе друзья в институте Химпромпроект, а на днях в цехе ВНИИ ВОЛТ, где делали памятник известному казанскому благотворителю Асхату Галимзянову, приступят к отливке Петрушки.

Он рассказал забавную историю о двух "редакциях" проекта памятника. Вначале Петрушку изобразили задорным красавцем - орловским рысаком. Посмотрел-посмотрел на него Бикмухаметов, да и забраковал: "Не похож! Петрушка был труженик, простецкая коняга, чем, собственно, и остался памятен потомкам". Лошадку сделали попроще, она устало наклонила голову. А оглобли, которые у вздыбленного рысака нелогично уперлись в землю, приподнялись, как и положено. Теперь зрителю легко дорисовать в воображении прицепленный к ним вагон конки.

Поставить памятник в центр треугольника, который образуют дороги на перекрестке улиц Клары Цеткин и Адмиралтейской, Бикмухаметов надеется уже летом. Кроме скульптуры на этом пятачке должны появиться клумба и скамеечки: "Пусть там свидания назначают, как когда-то, когда около живого Петрушки молодые люди знакомились".

- Знаете, я в коридоре райадминистрации кому-то рассказывал, что есть человек, который хочет потратить собственные деньги, чтобы украсить Петрушкин разъезд и увековечить исторический персонаж, - припомнил Мюллер. - Так две дамы-чиновницы услышали и только руками всплеснули: зачем это, лучше бы на благотворительность деньги отдал. Эти неромантичные дамы не знали, конечно, что детскому приюту Даниал Закирович деньги и так давно перечисляет...