Нового гендиректора в КАПО ждут из Москвы

Марина ЮДКЕВИЧ
Место за штурвалом КАПО освободили

Васил Каюмов оставил пост гендиректора КАПО им. Горбунова, который занимал с октября 2007 года. Поскольку уход топ-менеджера не афишируется, сам он подтвердил "ВК" этот факт в осторожной формулировке: "Можно сказать, пока это слух, приближенный к правде". Официально он в отпуске с конца минувшей недели.

На вопрос, имеется ли "слух, приближенный к правде" относительно того, кто возглавит КАПО теперь, г-н Каюмов ответил утвердительно: "Это Александр Бобрышев, президент ОАО "Туполев". Процесс идет в рамках объединения КБ "Туполев" и КАПО". Что теперь будет с идеей Васила Каюмова "приземлить" на аэродроме КАПО американскую перевалочную авиабазу, пока неизвестно.

...Огромные и давно уже полупустые цеха КАПО несколько оживляют разросшиеся комнатные растения в горшках. Вчера листья этих фикусов и розанов протирались с сугубым усердием: они Шойгу увидят!

В последний раз министр обороны России был в КАПО в декабре 2001-го, тогда им был Сергей Иванов. Тот визит увенчался конфузом: во время демонстрационного полета "Ансата" над аэродромом на глазах у министра от этого вертолета отвалилась дверь, и спасибо, что никого не пришибла. Хотя за вертолеты работники КАПО не отвечают, инцидент был неприятным. С тех пор министра обороны здесь не видели 12 лет. А сегодня в этом качестве здесь ждут уже Сергея Шойгу.

Пока уборщицы моют фикусы, в соседнем цехе девушки-сборщики протирают настил высокого помоста, на котором ожидает сборки один из агрегатов "Ту-214". Осуществлять эту операцию надлежит в максимальной чистоте, вот они и стараются. Почему сами? Последствия внедрения в отечественную практику прогрессивной теории. Прежде в КАПО было все свое - от уборщиц до производства газов. А в последние годы здесь (как раньше на КамАЗе, откуда был приглашен руководством республики Васил Каюмов) вспомогательные, как считается, функции были отданы на аутсорсинг: обслуживание сторонними фирмами. Для сокращения издержек основного производства. Звучит лучше, но в местных условиях пока выходит как всегда: на привлечении уборщиц экономят, все, что не запредельно тяжелое, из цеха в цех носят вручную - внутризаводской транспорт тоже на аутсорсинге, а расстояния здесь будь здоров...

Даже ремонт производственного оборудования был сочтен функцией, не относящейся к первоочередным, и тоже сослан на аутсорсинг. Может, на заводах Boeing’а состояние станков таково, что о необходимости ремонта действительно не вспоминают каждый день, но на заводе, где "свежим" считается оборудование 70-х годов прошлого века, такая идея выглядит весьма радикальной.

Впрочем, у Васила Каюмова, когда ему вручили штурвал КАПО, оказалось не много рычагов, кроме такой экономии: на производственных затратах и фонде зарплаты. Но популярности среди авиастроителей это ему, понятно, не прибавило. Да и вообще к управленцам - "пришельцам" извне авиапрома здесь отношение недоверчиво-ироническое. (Например, на заводе до сих пор вспоминают анекдот, будто бы реально произошедший во время первого обхода производства только что вступившим в должность г-ном Каюмовым. Говорят, будто тот, увидев на сборке крышку грузового люка, заметил: "Зачем так много клепок?! Это же неэкономно!".

Авиастроителям, которые знают, что такого изобилия клепок требует большая нагрузка на этот фрагмент самолета, эта история кажется невероятно смешной.)
Александру Бобрышеву, если его назначат гендиректором КАПО, подобное отторжение грозить, кажется, не должно: он "карьерный" авиастроитель и является к тому же председателем совета директоров КАПО. Начинал больше 30 лет назад слесарем-сборщиком на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова. С 2009-го Бобрышев является президентом ОАО "Туполев", у самолетов разработки которого производитель - КАПО им. Горбунова, включая бомбардировщики "Ту-160", с чем, очевидно, и связан сегодняшний визит Сергея Шойгу. Точнее, теперь оно сосредоточилось на ремонте этих самолетов, на смену которым давно обещают запустить "перспективный авиакомплекс дальней авиации" - стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения и тоже "туполевской" разработки.

Самый знаменитый из "штатских" "Ту-214" последнего времени, производство которых на Казанском авиастроительном все-таки потихоньку идет - самолет спецназначения (с узлом связи) для авиапарка президента России. Он был передан заказчику в прошлом году, однако сейчас снова стоит на аэродроме КАПО. Что-то в нем потребовало доработки. На заводе говорят, что обнаружившиеся неполадки незначительны да и неудивительны. Ведь в отличие от серийных лайнеров у спецборта не должно быть ни проводочка иностранного, а значит, часть оборудования пришлось делать штучно... Но зато от шпионов полная защита.

Слияние КБ "Туполев" с КАПО им. Горбунова, похоже, вопрос решенный. В частности, именно в таком ключе об этом говорил в декабре 2012 г. Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации, которой принадлежат 95,5 процента акций ОАО "Туполев" и 100-процентный пакет КАПО. Решение, похоже, логичное, но, как и в истории с аутсорсингом, важнее логики наличие денег. Выдадут Александру Бобрышеву (в нем, кстати, видят "переходную фигуру": вряд ли 64-летний москвич собирается в Казань навсегда) вместе с административными полномочиями много денег - КАПО, может, еще и взлетит...

Последней же идеей улучшения финансового положения, которую Васил Каюмов озвучил на предновогоднем совещании, была, по словам присутствовавших на нем, разработка договора с американцами на предмет возможности создания на базе аэродрома КАПО базы для американской гражданской авиации. Тем более что в прошлом году заводская взлетно-посадочная полоса была капитально реконструирована, чего с ней не случалось, говорят, последние полвека...