Нужны ли Казани картины Архиреева?

Айсылу КАДЫРОВА
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

В минувший понедельник выдающемуся казанскому художнику Геннадию Архирееву (1949 - 2007) исполнилось бы 63 года. День рождения Мастера отметили его друзья и вдова - искусствовед и писательница Светлана Колина. Кстати, до конца июня в Доме-музее Василия Аксенова будут экспонироваться картины Архиреева. Вполне возможно, что уже в июле произведения и с выставки, и из своей  коллекции Светлана Колина продаст Кириллу Якубовскому - совладельцу частного московского "М2М Прайвет банка" и сети гастрономов "Азбука вкуса". Г-н Якубовский, давний почитатель творчества казанского художника, планирует создать в Москве галерею Геннадия Архиреева.

- Я устала объяснять, почему согласилась на такой поступок, от которого меня и саму с души воротит! - говорит Светлана Колина. - Мне ужасно не хочется отправлять в Москву все наследие истинно казанского художника. Я сомневаюсь, что Москве так уж нужна галерея Архиреева. Да и нет никаких гарантий в том, что со временем его картины не распылятся по международным аукционам. Не зря же голландцы, бельгийцы и французы сравнивали Гену с Рембрандтом и Ван Гогом, а москвичи - с Врубелем.

- Так что же заставило вас решиться на продажу?

- Моя пенсия никак не рассчитана на лекарственные расходы, из-за которых я увязла в долговом болоте. Да и квартира, которую нам с Архиреевым предоставили как "ветхожилищникам" в 2004 году с "чистовой отделкой", изначально нуждалась в замене дверей, полов...  Невозможность сделать ремонт особенно раздражает меня. Но я готова плюнуть на ремонт - мне бы с долгами рассчитаться, сейчас это для меня очень, очень важно. 

- Долг огромный?

- Пятьдесят тысяч рублей.

- А за какие деньги готов выкупить коллекцию картин Архиреева москвич Якубовский? И много ли их, картин?

- Их около сорока. Стоимость каждой - сумма моего долга, минимум. То есть дешевле пятидесяти тысяч рублей произведение Архиреева стоить не может, дороже - да. И Якубовский это знает. А мне достаточно сейчас продать всего лишь одну картину, чтобы рассчитаться с долгом и  отказаться от заманчивого предложения из Москвы, "встающего" мне поперек души. Гена, кстати, предпочитал нищенствовать, но не продавать ни за какие деньги то, что было ему дорого. Цитировал Раневскую: "Деньги уйдут, а глупость останется". Глупо - не найти ценителей творчества Архиреева в его любимой Казани. Глупо и очень обидно.

- Вы давно знаете Якубовского?

- Мы познакомились благодаря художественному фильму "Голубка". Якубовский стал сопродюсером картины, сделал очень многое, чтобы "Голубка" вышла на экран. Режиссер Сергей Ольденбург-Свинцов снял ее по моим биографическим рассказам "Буртасские россказни", в основу этих рассказов легла история нашей с Архиреевым любви...  Фильм получил спецприз на фестивале в Выборге "Окно в Европу",  на московском фестивале "Сталкер" - приз Гильдии кинорежиссеров России... На фестивале дебютных фильмов "Дух Огня" в Ханты-Мансийске "Голубка" принесла награду актеру Александру Коршунову, а на кинофестивале имени Василия Шукшина в Сростках - приз актрисе Инге Оболдиной. Оболдина сыграла в "Голубке" Светку (меня), Коршунов - Генку (Архиреева)... В финале киноленты показаны картины Архиреева...

- Светлана, а вы не пробовали обратиться, например, в Министерство культуры Татарстана?

- Я слышала, что до министерства и даже до президента Рустама Минниханова дошли новости о готовящейся продаже картин Архиреева в Москву. Но я же отлично понимаю: в преддверии Универсиады нашим чиновникам не до изобразительных и прочих искусств. Да и казанским денежным мешкам пока не до истории и культуры родного города. Но знаете... Я верю, что через пятьдесят, сто и более лет картины Архиреева будут очень востребованы. Ведь еще при жизни художника европейские искусствоведы причислили его творчество к "магическому реализму". На последней прижизненной выставке Архиреева - "О чем мечтал трамвай?" в центре "Эрмитаж-Казань" - его работы приобретали члены Международного консультативного совета Эрмитажа - директора Лувра, Британского музея, галереи Уффици...

* * *

Геннадий Архиреев родился на острове Свияжск в ГУЛАГовской тюрьме, до четырех лет воспитывался в детдоме для детей заключенных. После реабилитации матери рос у бабушки, а зарабатывать на жизнь начал расклейщиком афиш в казанском ДК им. Урицкого. Тогда же (в начале шестидесятых годов прошлого века) стал заниматься в изостудии у Николая Индюхова.

Впервые о нем как о неординарном художнике заговорили после вернисажа "Казанский натюрморт" в Музее изобразительных искусств в 1970 году: двадцатилетний Архиреев поразил искусствоведов "необычайной одухотворенностью работ". Он изображал на своих картинах обыкновенные предметы (скрипку, утюги, трамвай, самовар), но вот что удивительно: заурядные вещи казались таинственными, за каждым угадывалась непростая история, они не оставляли зрителей равнодушными. Особая техника? Глубокий философский подтекст лаконичных сюжетов? Не только. Еще и высокая культура зрения художника, его умение очеловечивать безмолвные объекты...