Он честно ждал 20 лет, потом повесился
"Чиновник Абдулхаков, празднуй победу над очередным отставником..." - это отрывок из предсмертной записки, которую оставил 58-летний казанец, отставной военный Сергей Аксенов. 9 ноября жена обнаружила его повешенным в садовом обществе близ села Борисоглебское. А в домике нашла блокнотик с прощальными словами мужа и письмо из исполкома Казани за подписью начальника управления жилищной политики Марселя Абдулхакова.
Вчера Сергея Аксенова похоронили. На церемонию прощания у дома №4 на проспекте Ибрагимова, где семья из четырех человек прожила два десятка лет, пришли соседи, друзья и бывшие коллеги погибшего с его последнего места работы - с КАПО. Говорили, что погибший был незаменимым мастером и всегда добивался справедливости, к примеру, когда речь шла о заработке подчиненных. А вот добиваться личных благ Аксенов не считал возможным. Верил: если законом гарантировано, нужно подождать.
Чем закончились 20 лет службы и еще 20 лет ожиданий в очереди на квартиру, Аксенов узнал 6 ноября 2013-го. В этот день он получил то самое заказное письмо из исполкома от начальника УЖП Марселя Абдулхакова. В нем сказано: Аксенов исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях "в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности", и обязан освободить временную квартиру. О существовании этого письма родные не знали, пока не приехали на дачный участок 9 ноября и не нашли тело, говорит младший сын погибшего Михаил. По его словам, отец уехал в сад без телефона и на связь не выходил. "Два дня он, видимо, все обдумывал в одиночестве, потом погладил рубашку, почистил брюки, побрился - щетины на нем не было - и пошел на хоздвор", - предполагает он.
"...Для него всегда на первом месте была родина, потом семья, потом все остальное. А теперь нас, как собачек, послали на улицу! И что нам теперь - за ним идти?" - кивая на крышку гроба, говорит жена погибшего Любовь Аксенова. Она вспоминает, как Сергей в 1979-м, уже будучи военным, приезжал в Казань на учебу, а затем забрал молодую жену с собой, на Сахалин. Служил Аксенов в авиационном полку, на кислорододобывающей станции - отвечал за то, чтобы летчикам-истребителям на любой высоте было чем дышать. Жена работала в военной санчасти аптекарем, а вот рожать обоих сыновей летала на Большую землю - в Казань, к родителям.
Осесть в Казани семья решила после сокращения воинской части в 1993 году и страшного землетрясения на Сахалине. За плечами у старшего прапорщика было 19 календарных и 38 так называемых льготных лет службы, ведь на Сахалине год идет за два. До выслуги лет с правом получения жилья не хватало года, поэтому Аксенов, оставив семью, отправился на Курилы дослуживать по контракту. Карьеры в армии он не сделал, ушел в отставку старшим прапорщиком. В Казани сначала работал в милиции, затем на КАПО. Лет пять назад вышел на пенсию и всерьез занялся обустройством сада. В этом году хотел построить баню...
В казанскую очередь на получение жилья Аксенова как отставника власти включили еще в 1993 году. Спустя два года в качестве временного жилья семья из четырех человек получила ту самую тесную "двушку" на проспекте Ибрагимова. А в октябре 2012 года Аксеновых порадовали - очередь подошла! "Сказали: готовьте документы и выбирайте, где хотите жить - в Юдино или в районе РКБ", - вспоминает Любовь Михайловна.
Однако ожидание скорого новоселья затянулось. У Аксеновых просили то одну справку, то другую, а потом они услышали намек: с документами "что-то не так". По словам очередников, чиновники искали и нашли зацепку для отказа. Согласно ФЗ "О статусе военнослужащего" и Жилищному кодексу в 1993-м после реорганизации части военный в отставке имел право на получение жилья бесплатно, за счет федерального бюджета, даже с учетом неполной выслуги лет.
Однако при повторном увольнении в 95-м он покинул службу уже с иной формулировкой - "непродление контракта", которая права на бесплатное жилье не дает. Но ведь и не лишает, если оно уже получено, возмутились, впервые услышав о претензиях, Аксеновы. И отправили в исполком справку Военкомата РТ, что у очередника есть и иное право на жилье - календарная выслуга в 21 год 7 месяцев. Сыновья утверждают, что отец был убежден, что правда на его стороне. И верил, что если не дадут новую квартиру, то уж старая-то останется.
Родных и знакомых Аксеновых возмущает, как бездушно был обставлен отказ исполкома: никто даже не подумал, что у человека с более слабым здоровьем после прочтения мог случиться инфаркт. Аксенов был сильным. Но и он пережить обиду не смог. В своей предсмертной записке на пяти листах он просит у жены прощения за все, обращается к детям и внукам: "Будьте людьми, не думайте только о себе". А еще благодарит страну "за заботу" и обращается к руководителю УЖП: "Чиновник Абдулхаков, празднуй победу над очередным отставником..."
После похорон родственники покойного направили обращения к президенту, генпрокурору, председателю СК РФ. Они хотят добиться, чтобы впредь сотрудники исполкома Казани не допускали действий, доводящих до самоубийства российских граждан, а также настаивают на увольнении и привлечении к уголовной ответственности чиновников, имеющих отношение к письму из исполкома. Кроме того, просят восстановить нарушенные социальные права семьи военного. Как сообщили "ВК" в СУ СКР по РТ, заявление Аксеновых еще не получено, но в рамках доследственной проверки обязательно будут изучены все изъятые на месте ЧП документы.