Она и моторист, она и рулевой: в Казани работница Татфлота воюет с начальством за право на досрочную пенсию

Регина КИРИЛЛОВА
Она и моторист, она и рулевой: в Казани работница Татфлота воюет с начальством за право на досрочную пенсию

Доказывает в суде свое право на досрочную пенсию 50-летняя сотрудница Татфлота Гульнара Шакирова, которая почти 12 лет проработала на неженской должности моториста-рулевого теплохода и рассчитывала в следующем году стать пенсионеркой. Но не тут-то было. Работодатель считает, что условия труда женщины вовсе не были тяжелыми и отдыхать ей пока рано. Представители ПФР такую позицию разделяют.

Как рассказала корреспонденту «ВК» в суде представитель Гульнары Шакировой Лариса Лазарева (сама истица находится в рейсе), 25 февраля 2011 года ее доверительница была принята в судоходную компанию «Татфлот» на должность моториста-рулевого служебно-вспомогательного теплохода «Рейдовый-38» и трудится на этой должности до сих пор. Женщина знала, что согласно закону «О трудовых пенсиях» определенные работники плавсостава, включая мотористов, имеют право на досрочный выход на пенсию, если их стаж составляет не менее 12,5 года (сейчас стаж Шакировой - 11 лет 9 месяцев), и рассчитывала, что в 2023 году сможет стать пенсионеркой. Однако, начав в этом году собирать необходимые документы, Шакирова внезапно узнала, что «досрочка» ей не светит.

- 28 апреля она получила от ПФР выписку с индивидуального лицевого счета и с удивлением обнаружила, что работодатель все эти годы делал за нее пенсионные отчисления в фонд без указания специального льготного кода, как за обычного сотрудника. Мы полагаем, что таким образом в Татфлоте банально сэкономили на сотруднике, поскольку в первом случае им пришлось бы отчислять в ПФР большую сумму, - объяснила юрист Лазарева.

Уже 29 апреля Шакирова обратилась к руководству компании с просьбой подать на нее в ПФР верные данные, с указанием кода льготы, однако получила отказ. Ей ответили, что она не имеет права на досрочный выход на пенсию, поскольку, занимая основную должность моториста, по совмещению работает еще и рулевым. «По общему правилу работникам, совмещающим работы, одни из которых предусмотрены Списком (речь идет о Списке № 2 производств, работ и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением правительства РФ. - «ВК»), а другие нет, пенсия по старости назначается на общих основаниях», - процитировала работница Татфлота данный ей руководством ответ в своем иске, который подала в Вахитовский райсуд 2 августа.

Истица требует от АО «Судоходная компания «Татфлот» предоставить в отделение ПФР по РТ корректирующие сведения с кодом льготы, дающей право на досрочную пенсию, и уплатить туда же страховые взносы по дополнительному тарифу.

Первое заседание по делу прошло 20 октября. Сама Гульнара Шакирова на него явиться не смогла, поскольку находится в плавании. Не явились в суд и представители Татфлота, однако прислали отзыв на иск, сообщив суду, что право на досрочную пенсию имеют те сотрудники, которые отвечают за работу машинного отделения судна и проводят в этом отделении, то есть в тяжелых условиях, не менее 80% рабочего времени. Ну а Шакирова якобы проводит в машинном отделении всего 5% своего рабочего времени, и это подтверждает акт документальной проверки, которую в конце сентября провели сотрудники отдела ПФР по Вахитовскому району Казани.

Вчера, на втором заседании суда юрист Лариса Лазарева доказывала, что ни о каком совмещении должностей ее доверительницей речи не идет и должность моториста-рулевого является совершенно самостоятельной.

- Эта должность фигурирует в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном приказом Минтруда РФ в феврале 2013 года, - сообщила она. - В обязанности такого сотрудника входят обслуживание и ремонт судовой техники, техобслуживание механизмов, удержание судна на заданном курсе, контроль за работой курсоуказателя и рулевого устройства… Отмечу, что, согласно трудовому договору и записям в трудовой книжке, Шакирова была принята именно на должность моториста-рулевого, никаких дополнительных соглашений о совмещении должностей с ней не заключалось, поэтому я в принципе не понимаю, как работодатель может выдвигать такую версию.

После этого слово взяла представитель Отделения ПФР по РТ (привлеченного к процессу в качестве третьего лица) Лейсан Галявиева. Она попросила отказать Шакировой в исковых требованиях, поскольку та не предоставила доказательств того, что она проводит в машинном отделении служебного теплохода 80% рабочего времени.

На это Лазарева возразила, что выводы проверки сотрудников ПФР о том, что ее доверительница проводит в тяжелых условиях лишь 5% времени, основаны лишь на документальных сведениях Татфлота, фактически эти сведения не проверялись.

Чтобы задать вопросы о реальных условиях труда Шакировой представителям компании «Татфлот», которые снова не явились на заседание, судья Илья Сычев вызвал их в суд еще раз, назначив следующее заседание на 28 декабря. Он также решил запросить у Татфлота карту специальной оценки условий труда рабочих мест, дабы изучить и ее. Вероятно, на следующем заседании сможет присутствовать и сама истица Шакирова, ведь навигация к тому времени закончится. Так что ей тоже можно будет задать вопросы по поводу ее условий труда.