«Они думают, что всё поедет. Не поедет!»: казанские урбанисты - против расширения Горьковского шоссе и «забивания болтов» на общественный транспорт

Рамиль АКБЕРОВ
«Они думают, что всё поедет. Не поедет!»: казанские урбанисты - против расширения Горьковского шоссе и «забивания болтов» на общественный транспорт

Почему расширение Горьковского шоссе - это плохая идея, нужны ли нам электробусы и метробусы и как городские власти противоречат сами себе, устраивая тут и там платные парковки и «забивая болт» на общественный транспорт, рассказал в интервью «Вечерней Казани» автор популярного телеграм-канала «Казан Урбанчы» Дмитрий Сагдеев. Поводом для разговора с урбанистом стало недавнее решение Приволжского райсуда, который обязал исполком привести неправильные остановки общественного транспорта в соответствие с ГОСТом.

В двух с половиной метрах от проезжей части должны стоять остановочные павильоны согласно ГОСТ 52766-2007. В Казани, как выяснили гаишники, эта норма нарушается сплошь и рядом, что создает опасность для людей на остановках. Городской отдел ГИБДД вынес исполкому предписание устранить нарушения, власти попытались обжаловать его в суде, но безуспешно.

- Я не вижу других вариантов решения проблемы, кроме расширения тротуаров за счет сужения дорог. И как человек, который любит ходить пешком, активно это приветствую, - прокомментировал решение Дмитрий Сагдеев. - У нас в городе отвратительная пешеходная инфраструктура. В центре города тротуары очень узкие, причем часто необоснованно. Например, на улицах Карла Маркса, Профсоюзной, Левобулачной. На Пушкина в часы пик образуются пробки из толп студентов, которые не умещаются на узком тротуаре... Судя по судебному решению, претензии у ГИБДД возникли, в частности, к остановкам на «вновь расширенных» улицах, где в нулевые добавили еще пару полос, «чтобы всё поехало»: Достоевского, Вишневского, Чистопольской... Там почти на каждой автобусной остановке зачем-то сделали заездные карманы, которые в условиях наличия выделенной автобусной полосы никакой функции не несут, а только требуют дополнительных маневров от водителя. Здесь решение вопроса - очевидное: убрать карманы, тогда и павильоны переставлять не придется. А к сотрудникам ГИБДД у меня только один вопрос: где вы раньше были? Почему вы систематически согласовываете проекты с карманами на проспектах и другие нарушения? Ведь согласно ГОСТ Р 52766-2007, который обязателен для исполнения, на дорогах шириной более двух полос в одном направлении карманы делать запрещено при любой загрузке. Вообще, наше сообщество считает, что властям Казани пора перестать воспринимать автомобиль как приоритетный способ передвижения и бесконечно расширять дороги, а больше учитывать интересы пешеходов и развивать общественный транспорт.


- Насколько мне известно, «Казан Урбанчы» выступает категорически против расширения Горьковского шоссе, которого ждут не дождутся многие автомобилисты, уставшие от заторов.

- Да, возможно, такая позиция вызовет у рядового горожанина скепсис, потому что в головах многих людей сидит стереотип: они думают, что если добавить полосу, то всё поедет. Не поедет! И вот почему: как бы мы ни расширяли Горьковское шоссе, оно все равно будет выходить туда, куда выходит сейчас. Просто пробка от «Факела» переместится на Краснококшайскую и Разъезд Восстания. Шоссе ведь стоит в пробках не потому, что на нем мало полос, а потому, что с обеих сторон оно приходит в заторовые точки. Со стороны города - к уже упомянутому ж/д переезду у магазина «Факел» и кольцу на Фрунзе, со стороны пригорода - к перекрестку с Осиновской, въезду в Юдино и Осиново. Во-вторых, расширение Горьковского шоссе приведет к росту периферийной застройки. Или вы наивно полагаете, что «Салават Купере» построят и на этом успокоятся? Конечно, нет. Значит, расширенная дорога быстро заполнится новыми автомобилями и снова встанет. В любом случае рано или поздно Казань придет к тому, что расширять дороги будет некуда.

- И что делать?

- Никакую Америку мы здесь не откроем - запускать скоростной общественный транспорт. Вот эту ширину, на которую кого-то очень тянет расширить Горьковское шоссе, взять и отдать под выделенную линию скоростного трамвая. А то ведь сейчас люди из «Салават Купере» ездят в город на автобусе по часу и более. Знаю, о чем говорю, у меня коллега, живущий в «Салават Купере», так в центр на работу добирается. Ну или запустить там метробус (гибрид автобуса и вагона метро вместимостью до 300 человек, курсирующий по отдельной полосе. - «ВК»), если уж очень хочется его где-нибудь запустить. В центре города метробусы неуместны, поскольку они только создадут дополнительные проблемы, так как отдельные полосы займут слишком много места. Во время снегопадов придется бросать всю технику на очистку этих полос, иначе движение встанет.

- А к электробусам как относитесь? Летом один такой уже покатался по Казани, а под Новый год Ильсур Метшин анонсировал, что город получит 50 единиц этого экологичного вида транспорта.

- Электробус - это хорошая штука, если вы хотите запускать электротранспорт в городе с нуля. Но в Казани есть протяженная троллейбусная сеть, которая по большей части находится в прекрасном состоянии. Поэтому логичнее идти по пути развития и модернизации троллейбусного движения. Благо на рынке есть и представители промежуточного звена между троллейбусом и электробусом - так называемые электробусы с динамической подзарядкой, или троллейбусы с увеличенным автономным ходом, как хотите. То есть, по сути, это такой электробус с рогами, но при этом с меньшим количеством батарей. Для этого вида транспорта не надо строить никакие зарядные станции на конечных остановках, так как он может использовать для зарядки существующую троллейбусную сеть, причем заряжаться во время движения. Такие «гибриды» могут работать на автобусных маршрутах, наполовину и более проходящих под троллейбусными проводами. А таких у нас много: 18, 47, 53-й... Классическими электробусами логичнее заменять автобусы на тех направлениях, где нет троллейбусных сетей: это маршруты в Юдино, «Салават Купере», Дербышки и прочие периферийные микрорайоны. К сожалению, власти многих регионов принялись копировать опыт мэра Москвы Сергея Собянина, который заменил электробусами троллейбусы. Но почему-то никто не копирует опыт Санкт-Петербурга, где активно развивают именно троллейбусы с батарейками, а электробусами заменяют автобусы.

- В последнее время казанцы возмущаются по поводу расширения территории платных парковок. Городские власти объясняют, что сбор денег для них - не самоцель, просто нет другого способа ограничить количество машин на улицах, в том числе и стоящих.

- Проблема в том, что наши власти зачастую противоречат сами себе. Они ограничивают возможность парковки на улицах, но при этом стимулируют ездить на автомобилях расширением дорог и «забиванием болтов» на общественный транспорт (яркий пример - Мамадышский тракт с полутора маршрутами). Из-за этого люди и воспринимают платные парковки исключительно как способ отъема денег. Мы очень хотим, чтобы в новом году руководители нашего города вышли из машин, не в физическом, а в ментальном смысле этого слова, и перестали воспринимать автомобиль как главное средство передвижения в городе.