«Они хотят списать все долги и стать «белыми и пушистыми»: пенсионерка из Казани не может получить деньги за сорванный тур на круизном лайнере

Рамиль АКБЕРОВ
«Они хотят списать все долги и стать «белыми и пушистыми»: пенсионерка из Казани не может получить деньги за сорванный тур на круизном лайнере

Вернуть деньги за несостоявшийся круиз из ОАЭ в Италию пытается 75-летняя жительница Казани Наиля Ибрагимова, которая купила путевку у туроператора «Инфлот» еще в доковидные времена. Женщина заплатила кругленькую сумму, но в долгожданное путешествие отправиться не смогла - началась пандемия, и границы закрылись.

В 2020 году Наиля Ибрагимова собиралась совершить трехнедельный круиз на морском лайнере «Costa Diadema», который называют «Королевой Средиземноморья», по маршруту: Арабские Эмираты - Оман - Иордания - Греция - Италия, купив путевку у компании «Инфлот» - крупного организатора морских путешествий в России и за рубежом. У фирмы было три офиса: в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, в знаменитом доме Кекина. Сейчас сотрудники казанского офиса работают на «удаленке» и новые туры не продают. Отметим, что Ибрагимова заказывала туры в этой компании и раньше, но проблемы возникли только в прошлом году, причина - пандемия коронавируса.

- Я хотела совершить круиз из Дубая в Рим, - рассказывает Наиля Ибрагимова. - Мы с тремя знакомыми еще в 2018 году купили билеты - каждый из нас заплатил примерно по 100 тысяч рублей. Круиз был назначен на 14 марта 2020 года, но из-за ситуации с коронавирусом мы решили отказаться от поездки за две недели до назначенной даты. Потом я начала требовать от «Инфлота» возврата уплаченных денег, написала заявление в компанию. Но там мне отвечали, что денег нет. А теперь на звонки и вовсе не отвечают. Пробовала я обратиться и в страховые компании, которые работали с «Инфлотом». Но мне везде отвечали, что срок обращения за выплатами истек, так как первый платеж за круиз я внесла в мае 2018 года. Сейчас на компанию подали заявление о банкротстве, думаю, они хотят списать все долги и стать «белыми и пушистыми». Нас кинули! Полтора года не можем поехать в круиз, и деньги не возвращают!

В качестве компенсации за несостоявшуюся поездку «Инфлот» предложил клиентке круиз осенью 2021 года, организованный другой компанией. Но из-за коронавируса и это путешествие не состоялось. За сорванный осенний тур в компании женщине вернули 30 тысяч рублей, так как «Инфлот» перевел им только эту сумму, считает женщина. Таким образом, «Инфлот» остался должен Ибрагимовой 85 тысяч рублей. Не дождавшись денег, Наиля Ибрагимова обратилась с жалобами на ситуацию в Роспотребнадзор, где ей посоветовали добиваться выплаты от страховщиков.

Женщина не зря опасается, что может не получить денег за круиз - по данным картотеки судебных дел, ООО «Инфлот Круизы и путешествия» обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании их компании банкротом. Заявление пока не рассмотрено.

- Сейчас в Татарстане не так много компаний, которые не возвращают туристам деньги за путевки. По постановлению правительства РФ № 1073, выплаты туристам за несостоявшиеся поездки должны быть осуществлены до 31 декабря этого года, - отмечает президент Ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов. - В целом туроператоры, которые ведут свою деятельность в массовом сегменте, восстанавливаются после пандемии. Но с «Инфлотом» ситуация другая - компания приостановила свою деятельность, ее клиентам нужно собрать все документы и обращаться в страховую компанию. У этой компании был офис в Казани, она была достаточно популярна в части организации круизов, думаю, будут еще случаи невыплаты денег «Инфлотом» казанцам. А этой женщине нужно обратиться к юристу, разбираться со страховой компанией, страховой случай же произошел недавно.

Коммерческий директор бюро путешествий «Столица» Сергей Мильграм напомнил, что крупные туристические компании банкротились и раньше, и чаще всего клиентам в таких случаях не удавалось вернуть всю уплаченную сумму:

- В 2014 году была аналогичная ситуация с банкротством туроператора «Лабиринт», тогда компенсацию их клиентам выплачивали страховые компании. Причем те клиенты, которые бронировали туры задолго до банкротства туроператора, получили от страховых компаний 70 - 80 процентов от стоимости тура, а вот тем, кто приобрел путевки незадолго до банкротства «Лабиринта», повезло меньше, им выплатили лишь 10 - 15 процентов. Поэтому нужно разбираться со страховой компанией. Мы из-за коронавирусных ограничений морские круизы в другие страны не продаем, а вот речные круизы по России люди покупают активно. Практически все несостоявшиеся в 2019 - 2020 годах речные круизы мы перенесли на этот год, из клиентов никто не возражал. Но в целом туристический рынок просел, я бы сказал, даже больше чем на 50 процентов: связано это с боязнью людей путешествовать из-за пандемии коронавируса. Сильнее всего это проявляется у пожилых людей, которые из-за этого предпочитают отдыхать в России. В проседании туристического рынка сыграла свою роль и экономическая ситуация: все дорожает, поэтому денег на отдых у людей становится меньше.

Юрист, заместитель директора агентства «Процесс» Роберт Фазлеев советует туристам в подобной ситуации предпринимать сразу несколько правовых мер для возврата денег:

- Так как подано заявление о банкротстве компании, скорее всего, организацию скоро «сольют», ее клиентам нужно включиться в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве. Также в деле о банкротстве можно попытаться привлечь ее руководителей к субсидиарной ответственности - в таком случае долги будут погашаться не только за счет имущества компании, но и, например, ее директором, юристом, бухгалтером, которые принимали ключевые решения. Так как компания еще не признана банкротом, можно подать исковое заявление о взыскании задолженности в суд общей юрисдикции. Для соблюдения досудебного порядка нужно получить от туроператора официальный отказ в выплате денег. На основании решения суда потом можно включиться в реестр требований кредиторов. Не лишним будет обратиться и в надзирающие органы, прокуратуру и Роспотребнадзор. Если прокуратура найдет в действиях компании признаки преступления, она может направить материалы в полицию или Следственный комитет.