Оперу в Татарстане обвинили в оскорблении чувств верующих в Сталина

Марина ЮДКЕВИЧ
Оперу в Татарстане обвинили в оскорблении чувств верующих в Сталина

Оценить «плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника - 70-летия Победы» призвал прокурора РТ Илдуса Нафикова глава фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов. То есть главный коммунист Татарстана попросил главного искусствоведа в погонах разобраться, является ли опера «Джалиль» в постановке Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля таковым плевком, и в случае положительного ответа принять к «Джалилю» меры прокурорского реагирования…

23 февраля 2015 года спектакль Татарского театра оперы и балета внезапно посетил Хафиз Миргалимов. Неизвестно, бывал ли он в театре до этого и видел ли оперу Назиба Жиганова «Джалиль», идущую в этой постановке с 2011 года, а если видел, то какие чувства она у него вызывала… Но вполне вероятно, что февральский поход в театр так и остался бы частным фактом биографии пламенного коммуниста, если бы в конце того же февраля 2015-го не вспыхнул громкий общероссийский скандал вокруг постановки вагнеровского «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, где по заявлению местного митрополита прокуратура возбудила дело об «умышленном публичном осквернении предметов религиозного почитания».

Два многолюдных митинга в Новосибирске (один - против «нецерковного» использования образа Христа, второй - за право использовать любые образы в художественном творчестве), увольнение директора театра, а главное, упоминание фигурантов этого дела всеми ведущими российскими СМИ в течение почти месяца – все это показало, что даже мало интересующее широкую публику высокое оперное искусство, если за него взяться умело, может возбудить электорат посильнее, чем «Дом-2».

И вот спустя два месяца после посещения оперы «Джалиль» Хафиз Миргалимов запустил «татарский «Тангейзер»». В его обращении на имя прокурора Татарстана Илдуса Нафикова говорится, что в одной из сцен спектакля «сравнивается И.В. Сталин и Адольф Гитлер».

«Сталин, серп и молот, а напротив - Гитлер, свастика, - описывает эту сцену (точнее, задник сцены с проецируемыми на него изображениями) автор обращения. - Чуть ниже - проекция концлагерей, мол, и там, и там был концлагерь, опять же охранники с овчарками… Авторы спектакля фактически поставили знак равенства между Гитлером и руководителем СССР Иосифом Виссарионовичем Сталиным... Такие сравнения, исходящие от бесконтрольного «творчества художника», прямо ведут к подрыву исторической роли нашей страны в Великой Отечественной войне. Это плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника - 70-летия Великой Победы».

«Прямая параллель получилась у режиссера Панджавидзе и сценографа Гриневича между Сталиным и Гитлером, между советским строем и нацизмом, уничтожившим в СССР 18 млн мирных граждан», - жалуется прокурору Хафиз Миргалимов. Действительно, как можно сравнивать!.. Во-первых, благодаря товарищу Сталину у нас 18 миллионов всего лишь прошли через ГУЛАГ (по данным о поступлении и выбытии заключенных в 1929 - 53 годах), правда, выйти из ГУЛАГа живыми удалось далеко не всем. А количество просто расстрелянных у нас при Сталине - всего лишь порядка 1,1 миллиона. Ну а высланных на смерть «кулаков» и «подозрительные» народы можно и вовсе в расчет не брать… Так что параллель явно несправедливая.

А во-вторых, еще и режиссер с грузинской фамилией, сомнительной в современном геополитическом контексте!.. Он, правда, уже разъяснял публично, почему ввел в пресловутую сцену отсылку к теме сталинских лагерей: эта тема мучает Джалиля в гитлеровской тюрьме, поскольку он знает, что его любимую могут репрессировать как жену предателя… Но ведь товарищ Миргалимов в отличие от Джалиля знает, что при Сталине без вины не сажали! 

Ну а сценограф Игорь Гриневич так и вовсе из того самого Новосибирского оперного!.. Правда, он успел умереть еще до посещения оформленной им оперы «Джалиль» товарищем Миргалимовым, но и эта предусмотрительность, согласитесь, вызывает подозрения.

В общем, Хафиз Миргалимов попросил Илдуса Нафикова «провести проверку в рамках общего надзора за соблюдением законодательства (в частности, ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и КоАП РФ, запрещающих «пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». - «ВК») и при необходимости принять меры прокурорского реагирования».

Если прокуратура придет к выводу, что изображение Гитлера и едва различимая свастика, отграничивающие вражескую территорию на сцене, есть пропаганда, это грозит для руководства театра штрафом от одной до четырех тысяч рублей или для самого театра как юрлица - от 10 до 50 тыс. рублей… «С конфискацией предмета административного правонарушения», т.е. в данном случае, очевидно, слайда, с которого запретное изображение проецируется на сцену. А может быть, также и самого проектора, учитывая особую тяжесть содеянного при его помощи…

В Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля «Вечерней Казани» заявили, что комментариев по поводу этой ситуации не дают. Заявление Хафиза Миргалимова для театра оказалось подобно неожиданному явлению призрака отца Гамлета средь шумного бала: только 25 апреля Рустам Минниханов вручил творческой группе Татарского оперного Госпремию РТ им. Г. Тукая за 2014 год за балет «Золотая Орда». Да и опера «Джалиль» стала в  2012-м лауреатом республиканской премии «Тантана» в главной номинации - «Событие года»…

Кстати, обращение по поводу оперы «Джалиль» Хафиз Миргалимов направил и министру культуры РТ Айрату Сибагатуллину. Впрочем, позиция минкульта по тому поводу уже известна. Еще в марте замминистра Ирада Аюпова письменно разъяснила бдительному парламентарию:

«В одной из сцен спектакля на короткое время на задник сцены проецируются фотографии И.В. Сталина и А. Гитлера. Данная проекция символизирует противоборство двух главных сил во Второй мировой войне - Советского Союза в образе Иосифа Сталина и фашистской Германии в образе Гитлера. Подобный прием (обозначение какого-либо понятия, явления, идеи через определенный узнаваемый знак, символ…) широко используется в театральном искусстве. О каком-либо некорректном позиционировании исторических личностей в данном случае не может быть и речи, поскольку борьба Советского Союза против фашистских захватчиков - неоспоримый общепризнанный факт».



Однако в нашей стране непредсказуемого прошлого любой исторический факт может стать причиной для возбуждения дела. А если бы еще Джалиль выжил и смог вернуться на Родину, то наверняка попал бы в лагеря, и сейчас оперу о его подвиге как пить дать пришлось бы запрещать полностью как очерняющую светлую сталинскую действительность, в которой концлагерей, как известно товарищу Миргалимову, не было…