ОСАГО без нагрузки в Казани - дефицит

Инна СЕРОВА
ОСАГО без нагрузки в Казани - дефицит

Страховщики продолжают вставлять палки в колеса автовладельцам: чтобы купить в Казани полис ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) без нагрузки в виде полиса страхования жизни, нужно занимать очередь перед офисом страховщика с утра пораньше либо записываться за месяц.

«Вечерняя Казань» весной этого года писала о том, как добиваясь повышения страховых тарифов, страховщики создали искусственный дефицит бланков полисов ОСАГО. Но «дефицитные» бланки тут же находились, как только загнанный в угол автовладелец соглашался застраховать жизнь. Отучить страховщиков от скверной привычки навязывать дополнительные услуги не смогло даже татарстанское УФАС. По поводу выданного ведомством предписания Росгосстраху перечислить в федеральный бюджет полученный татарстанским филиалом компании незаконным путем доход в 158,3 млн рублей завязалась судебная тяжба, а полисы в свободной продаже так и не появились.

Казалось, ситуация должна была измениться после того, как 1 октября тарифы ОСАГО выросли на треть, а стоимость полисов - в среднем на 40 процентов. Но вчерашняя попытка корреспондента «Вечерней Казани» купить полис без нагрузки провалилась.

Ради эксперимента я отправилась на станцию техосмотра на Тэцевской, где имеются пункты продаж почти всех работающих на татарстанском рынке ОСАГО страховых компаний.

Первым посетила киоск под вывеской «Росгосстрах». Там страховой агент, оторвавшись от документов очередного клиента, сообщила, что полис можно получить немедленно при условии страхования жизни за 2 тысячи рублей, а без нагрузки - только в офисе по предварительной записи.

В соседнем павильончике, который делят между собой агенты «АСКО» и «Итиль», сотрудница последней компании предложила «пакет услуг» подешевле - ОСАГО плюс страхование жизни за 1 тыс. рублей.

Агент «Уралсиба» предложила «нагрузку» ценой в полторы тысячи. А страховщица «НАСКО» сказала, что стоимость «нагрузки» зависит от количества «лошадей» под капотом моей машины: если их не больше ста - страхование жизни будет стоить тысячу рублей...

- Отдельно полис вы здесь ни у кого не купите, - доверительно улыбнулся мне страховой агент-мужчина на пороге следующего павильончика. - Даже время на разговоры не тратьте. Хотите сэкономить - езжайте на Чуйкова в офис НАСКО, там до 13.00 ежедневно оформляют ОСАГО в порядке живой очереди. Только ее надо в семь утра занимать, не позднее...

Перспектива стоять в живой очереди с семи утра мне не улыбалась, поэтому я позвонила в Росгосстрах, чтобы записаться.

- До Нового года у нас все уже расписано! - ответила сотрудница на том конце провода. После 7 января устроит?

Я поинтересовалась, в чем причина столь долгого ожидания - бланков полисов опять не хватает или сотрудников, которые их заполняют, неожиданно сократили?

- Да нет, не хватает экспертов. Их у нас на весь город пять или шесть человек. А в Казани у нас девять отделений. Не успевают они.

- Но зачем машину-то осматривать? Ведь ОСАГО - не КАСКО, вы не машину страхуете, а мою гражданскую ответственность перед другими лицами на случай, если в ДТП по моей вине пострадает чужой автомобиль или, не дай бог, человек...

- Имеем право! Без осмотра - это если страхуете по ДСАГО.

Действительно, в пункте 1.7 действующих Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств говорится, что при заключении договора ОСАГО «страховщик вправе провести осмотр транспортного средства... если иное не предусмотрено соглашением сторон». А ДСАГО - добровольное страхование гражданской ответственности, которое страховщики предлагают на случай, если автовладелец совершит ДТП, на покрытие ущерба от которого обязательной страховки не хватит. И при заключении договора ДСАГО, который по сути - тоже «нагрузка», страховщики уже не настаивают на своем праве осматривать автомобиль.

А вообще при таком раскладе они, похоже, чувствуют себя защищенными от обвинений в незаконном навязывании услуг и ни УФАС, ни прокуратуры не боятся. Ведь клиенту как бы предоставляется выбор - ОСАГО с «пакетом услуг» или с томительным ожиданием. Однако в Правилах ОСАГО нет ни слова о том, что для осмотра автомобиля (на который страховщик имеет право, но проводить который многие страховщики в течение многих лет не считали себя обязанными) автовладелец должен занимать очередь ни свет ни заря или месяц томиться в ожидании!

Кстати... На прошлой неделе УФАС по Чувашии привлекло к административной ответственности одну из страховых компаний за навязывание услуг и обязало ее расторгнуть дополнительные договоры с клиентами. Чувашские автовладельцы сейчас подают заявления на возврат денег и наверняка чувствуют себя гораздо более удовлетворенными, чем татарстанские автомобилисты, чьи денежки, по мнению местного УФАС, должны попасть в бюджет в качестве незаконного дохода страховщиков.

Фото автора