Откат в 10 процентов канул в прошлое

Марина ЮДКЕВИЧ
Откат в 10 процентов канул в прошлое

В Татарстане - одном из основателей Ассоциации инновационных регионов России, где на прошлой неделе состоялось очередное обсуждение проекта стратегии "Инновационная Россия-2020", - происходит, на первый взгляд, необъяснимое. Здесь уже полгода официально не подведены итоги проведенного Счетной палатой РТ "аудита эффективности использования госсредств, направленных в 2005 - 09 гг. на поддержку малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной активности и развитие инновационной деятельности".

Проверка была завершена к осени 2010 года, акт был направлен проверяемым и в кабмин и после этого как канул. Беспрецедентный случай: итоги этого аудита не выносились даже на заседание коллегии самой Счетной палаты - возможно, чтобы они не стали достоянием гласности. Чем вызван такой режим секретности, можно догадаться по некоторым фактам, ставшим известными "ВК".

Оказывается, за четыре года в регионе - инновационном лидере - так и не были выполнены базовые положения Республиканской программы развития инновационной деятельности на 2005 - 10 гг. (не созданы Центр управления инновациями и система мониторинга инновационных процессов), Инвестиционного меморандума РТ и Стратегии развития научной и инновационной деятельности в РТ (не разработана Программа фундаментальных и прикладных научных исследований, не создан Фонд науки РТ, не разработаны отраслевые целевые программы технологического профиля)...

Но отсутствие официального планирования, как надо распределять бюджетные миллиарды, и отсутствие механизмов учета эффективности этих вложений - еще не повод, чтобы эти миллиарды не распределить! Даже наоборот, это, можно сказать, дополнительный повод для того, чтобы их поскорее распределить.

Так, один из основных актов поддержки малых и средних бизнес-субъектов в Татарстане - программа субсидирования на присоединение таких предприятий к электросетям (эти затраты субсидируются из бюджета на 30 - 50 процентов от их размера). Для реализации этой программы Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ заключил контракт с консалтингово-строительным ООО "Электросила-К". Тут же, естественно, оказалось, что присоединение к сетям - это потом, а сначала... ну конечно, семинары! За три таких семинара этому ООО было выплачено около 2,9 млн рублей (реальная стоимость аналогичных мероприятий, по подсчету проверяющих, - 140 тыс. рублей).

За такие услуги малому бизнесу, как "консультации, техэкспертиза документов и подготовка заключений", в это ООО из бюджета ушло еще свыше 2,3 млн рублей - по 37,5 тыс. рублей за "услугу". Притом в ряде случаев за "услуги" в это ООО уходило из бюджета в разы больше, чем причиталось самим предприятиям собственно на присоединение к сетям. Например, субсидия на присоединение - 11,3 тыс. рублей, а "консультация" по поводу этого присоединения более чем в три раза дороже!

Проверяющие, конечно, бегом искать это услужливое ООО, но тщетно: к моменту проведения аудита оно по месту официальной регистрации не значилось, а из открытых источников известно лишь, что возглавлял его один из прежних директоров Республиканской энергетической комиссии. Аудиторы сделали вывод, что эта фирма - "надуманный посредник", но вопрос, кем конкретно он надуман, остался без ответа.

Около 2,3 млн рублей были затрачены на подключение к энерго-, тепло- и водоснабжению Бизнес-инкубатора в Чистополе. Однако он, во-первых, был открыт в начале 2009-го в уже подключенном помещении, во-вторых, и год спустя еще не функционировал... А в-третьих, зимой 2010-го подача тепла в этот инкубатор была прекращена ввиду образовавшейся задолженности. И еще насчет энергоэффективности, за которую так агитируют власти малый бизнес: в технополисе "Химград" ("одна из крупнейших в РТ инновационных площадок для размещения высокотехнологичных производств"), как выяснилось, состояние коммуникаций таково, что потери тепловой энергии - до 38 процентов, а потери воды - до 70.

Еще одним из способов поддержки предпринимательства в Татарстане является "Скорая юридическая помощь". Оказывать ее Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ поручил казанской юридической компании, заплатив за это 5 млн рублей. Идея изначально казалась многим довольно причудливой: чтобы госорган платил частным юристам за то, что они помогают частному предпринимателю решать проблемы, которые создают гос- и муниципальные органы... Но ход ее реализации показал: никакой экзотики, программа идеально вписана в реалии времени и места.

Из 5 миллионов, выделенных госорганом на борьбу с госорганами, 714 тыс. рублей ушло на годовую аренду юристами офисного оборудования (за эту сумму, по подсчету проверяющих, все это оборудование можно купить с потрохами). 939 тыс. рублей пошло на аренду автомобиля Fiat Doblo (за эту сумму можно купить едва ли не два таких). В результате один акт скорой юрпомощи с выездом на место обходился бюджету в среднем в 32,2 тыс. рублей... Словом, юридическая компания, избранная госорганом, не уступала ему самому в содействии перетеканию денег по цепочке предприимчивых людей.

Проверяющие сочли, что в самом порядке присуждения поддерживающих грантов предпринимателям "содержатся отдельные коррупциогенные факторы". В частности, "предусмотрена возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для конкурсантов", претендующих на грант, причем порядок обжалования отказных решений конкурсной комиссии не предусмотрен. Не обнаружено и мониторинга эффективности проектов, поддержанных в итоге грантами. На начало 2010 г. отчеты о целевом использовании средств получены лишь от 12 из 137 грантополучателей.

Немало интересного обнаружили проверяющие и в деятельности Лизинговой компании малого бизнеса РТ (создана для предоставления субъектам малого предпринимательства грантов на приобретение необходимой им техники на условиях постепенного выкупа). Лидирующим среди поддержанных "малышей" оказался такой едва ли не гигант, как ООО "Нур-1", которому досталось около 34,3 млн рублей (официально верхний предел гранта - 15 млн рублей). Еще более 23 миллионов направлено на помощь отдельным предприимчивым лицам в приобретении такой остро необходимой производительной сфере Татарстана техники, как легковые автомобили и оборудование для салонов красоты.

Торги для выбора поставщиков лизингового оборудования не проводились, поэтому в ряде случаев оно доставалось предпринимателям по завышенной цене.

Предметом особой гордости властей в Татарстане являются ежегодный конкурс "50 лучших инновационных идей для РТ" и программы инновационных проектов "Идея-1000". При проверке оператора этих программ - Инвестиционно-венчурного фонда РТ - обнаружилось: победителей этих конкурсов вынуждают перечислять до 35 процентов от выигранных ими грантов в организации, определенные этим фондом. За "обучение", "бухгалтерское и юридическое сопровождение" и "дополнительные исследования"... Всего таким образом, по подсчету проверяющих, у молодых генераторов идей было изъято свыше 12,2 млн рублей.

Так и в Татарстане были получены факты, свидетельствующие о том, что откат в размере 10 процентов, это проклятое родимое пятно "лихих 90-х", остался в прошлом. После того как самый известный блогер России Алексей Навальный по "секретному" акту проверки Счетной палаты РФ определил сумму неоправданных затрат Транснефти при строительстве Восточного нефтепровода в 120 млрд рублей при общих затратах более 500 миллиардов, после того как проверка Московского метрополитена показала, что строительные сметы в нем завышались на 32 процента, а теперь и после изучения особенностей предоставления "инновационных" грантов в Татарстане - вероятно, не будет преувеличением считать, что священная доля отката в бизнес-проектах в России колеблется в пределах трети их стоимости.

Фото livejournal.ru