«Откуарили» по полной: в Казани аферисты с помощью QR-кода увели у клиентки банка все деньги со счета

Регина КИРИЛЛОВА
«Откуарили» по полной: в Казани аферисты с помощью QR-кода увели у клиентки банка все деньги со счета

Все новые способы обмана доверчивых граждан изобретают мошенники. Не успели некоторые банки ввести для своих клиентов опцию снятия наличных по QR-кодам (не путать с куарами, которые выдают привитым от ковида), как аферисты взяли на вооружение нововведение. Ведь о том, что нельзя никому сообщать данные своей банковской карты, все уже знают, а о том, что нельзя кому попало отсылать картинку с черными квадратиками, полиция пока еще не предупреждала.  

Как рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» 30-летняя Кристина Крылова, которая является клиентом «Тинькофф Банка», звонок от сотрудника банка (как выяснилось уже потом, лжесотрудника) поступил ей вечером в пятницу, 17 декабря. Собеседник обратился к Крыловой по имени-отчеству и сказал, что от ее имени якобы поступил запрос на оформление кредитной карты, кроме того, средства со счета клиентки кто-то якобы пытается потратить на покупку криптовалюты. Дескать, вы это или не вы?

- Естественно, я ответила, что не я. «Сотрудник» сказал, что в таком случае заявку на кредитную карту мне аннулируют, а вот чтобы приостановить операцию по покупке криптовалюты, нужно будет совершить определенные действия, - вздыхает Кристина. - В этот момент я усомнилась, что действительно говорю с представителем банка, но он назвал свои фамилию, имя, отчество и сказал, что сейчас попросит техподдержку «Тинькофф» мне позвонить и подтвердить, что я разговариваю не с аферистом, а  с реальным сотрудником.

Девушке действительно тут же поступил звонок, номер, как и первый, был с московским кодом. Собеседник «из техподдержки» предложил Кристине зайти на сайт банка в раздел «Контакты» и убедиться, что номер, с которого он звонит, фигурирует с списке.

- Я и правда обнаружила этот номер на официальном сайте банка. К сожалению, на тот момент я еще не знала о том, что IP-телефония позволяет проделывать такие фокусы с номерами телефонов, - сокрушается Кристина. - Второй звонивший подтвердил мне, что первый является сотрудником банка «Тинькофф». Оба они были очень вежливы, с хорошо поставленной речью. Уточнили у меня, сколько у меня средств на счету, я, как дурочка, честно ответила, что 175 тысяч рублей.

В какой-то момент первый собеседник, к разговору с которым вернулась Крылова,  переключил ее уже на третьего участника аферы. Он представился сотрудником финансового департамента банка и спросил, пользовалась ли девушка такой услугой, как снятие наличных с помощью куар-кода (такой код можно сгенерировать в мобильном приложении, если, к примеру, забыл карту или пин-код, хочешь помочь другу, который находится на другом конце города и ему срочно понадобились наличные, и пр.).

- Я ответила, что краем уха слышала о такой опции, но никогда ей не пользовалась,  поскольку мне удобно пользоваться картой, - продолжает Кристина. - Тогда этот человек сказал, что для того, чтобы пресечь покупку криптовалюты на мои средства, надо аннулировать куар-код, который каким-то образом создали мошенники, и создать свой. Далее меня принялись инструктировать пошагово, что надо делать: зайти в приложение банка, в такой-то раздел, ввести сумму 140 тысяч рублей, которую якобы кто-то хочет перевести в криптовалюту, а когда на экране появится куар-код, надо сделать его скриншот и переслать сотруднику службы безопасности банка.

Выполнив все инструкции, девушка с ужасом обнаружила, что с ее счета испарились 140 тыс. рублей.

- У меня началась паника. Я позвонила на горячую линию банка, ответил робот, я попросила связать меня с оператором, заиграла музыка. В это время мне снова позвонили с того самого номера «техподдержки», который был указан на сайте. Я ответила и на этот звонок, потому что в тот момент очень плохо соображала, а оператор все не отвечал, - объясняет Кристина.

В итоге у незадачливой клиентки банка под предлогом возвращения только что пропавших 140 тысяч рублей и сохранения оставшихся на счету денег выманили... еще один куар-код, якобы для зачисления средств на безопасный счет. Так Кристина лишилась еще 35 тысяч рублей.

Когда девушка наконец догадалась, что ее развели с помощью куар-кодов, и дозвонилась до банковского оператора, тот подтвердил: клиентка стала жертвой аферы.

- В банке мне помогли составить обращение с просьбой о возврате средств и сказали, что в течение 20 дней по итогам его рассмотрения решат, возвращать ли мне деньги, - вздыхает Крылова.

Как показывает практика, обычно в таких ситуациях банки не возвращают средства обманутым клиентам, если только не будет выявлен какой-нибудь изъян в системе безопасности банка.

На следующий день после того, как ее обманули, Кристина Крылова написала в ОП № 5 «Московский» заявление о мошенничестве.  

- Следователь сказал, что возможность снять деньги по куар-коду есть только в банкоматах самого банка «Тинькофф», поскольку эту опцию ввели пока  очень немногие банки. Мое мобильное приложение показало, что деньги сняли в двух банкоматах, один из которых находится в Чебоксарах, другой - в Казани, на улице Зорге, - говорит Кристина. - Я вообще удивилась, изучив эту опцию. Может, конечно, эта услуга для кого-то и удобная, но мне кажется, она таит в себе риск для клиентов. Я, например, и подумать не могла, что одной этой картинки окажется достаточно для того, чтобы опустошить мой счет: стоит только лишь поднести куар-код к сканеру банкомата. Кстати, в отделе полиции я встретила еще одного пострадавшего от мошенников - молодого парня, которого тоже обманули с помощью куар-кода. Он даже живет со мной в одном доме! Значит, это сейчас распространенная практика.  

«Вечерняя Казань» обратилась в «Тинькофф банк» с запросом, не считают ли там услугу снятия наличных по QR-кодам сопряженной с рисками и могут ли обманутые клиенты рассчитывать на возмещение убытков. Ждем ответа.