Платить за «уху», сваренную из 170 тонн рыбы, в Татарстане не захотели
Без обещанной властями помощи остался рыбхоз, у которого во время прошлогодней аномальной жары и сбросов горячей воды с ГРЭС в Заинское водохранилище сварилась вся рыба в садках. «Очень обидно! Осенью на правительственном совещании глава Минсельхозпрода РТ, глядя мне в глаза, сказал: «Поможем погасить долги». Но денег мы так и не увидели, а уголовное дело в отношении энергетиков было закрыто», - рассказал «Вечерней Казани» директор разорившегося предприятия Радик Салахов. Сейчас Заинский рыбхоз выставлен на продажу.
Черный день для единственного в республике тепловодного рыбхоза наступил 14 августа 2016 года. Тогда буквально за два часа в хозяйстве, расположенном на Заинском водохранилище, погибло 170 тонн рыбы. Причиной стали длительная аномальная жара и, как установила позже Казанская межрайонная природоохранная прокуратура, сбросы горячей воды с местной ГРЭС, которая в зной включила дополнительные энергоблоки. Это привело к массовой гибели как живущей на воле, так и выращенной в питомнике рыбы - она буквально сварилась в 40-градусной воде.
По оценкам ООО «Заинский рыбхоз», ЧП с замором нанесло хозяйству ущерб в 33 млн рублей. По официальным оценкам сумма ущерба ниже - около 22 млн.
Осенью по материалам природоохранной прокуратуры СУ СКР по РТ возбудило уголовное дело по статье «Изменение природных свойств поверхностных вод, повлекшее массовую гибель животных».
- Но через какое-то время дело закрыли. В следкоме мне объяснили, что экспертиза не выявила связи между гибелью рыбы и сбросами ГРЭС теплой воды в водохранилище. Во всем виновата жара. Соответственно, требовать компенсации материального ущерба с энергетиков бесполезно, - рассказал «ВК» директор пострадавшего рыбхоза Радик Салахов.
Впрочем, в Волжской межрайонной природоохранной прокуратуре не согласились с такими выводами.
- Мы отправили письмо в прокуратуру республики с требованием возобновить уголовное дело по факту массового мора рыбы в Заинском водохранилище, - сообщил «ВК» заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Олег Даминов. - Мы считаем, что гибель рыбы произошла по вине ГРЭС. Нанесен большой ущерб биологическим ресурсам - речь не только о рыбхозе.
О том, что ЧП в Заинске имело масштаб экологической катастрофы, свидетельствует и тот факт, что через несколько дней после него состоялось заседание Совбеза РТ с участием Рустама Минниханов, на котором тема дохлой рыбы стала одной из главных. По итогам заседания для спасения рыбы и рыбной отрасли были созданы две структуры: совет по вопросам воспроизводства водных биоресурсов и развития аквакультуры и совет по вопросам сохранения водных биоресурсов.
- В ноябре меня пригласили для выступления на совет по воспроизводству водных биоресурсов. Я рассказал о нашей проблеме. Что предприятие, которое в лучшие годы производило 320 тонн товарного карпа и 670 тонн малька в год, разорено. Мало того что погибла вся рыба - нам нечем расплачиваться с поставщиками. Нет оборотных средств. Министр сельского хозяйства Марат Ахметов спросил, сколько мы должны. Я ответил: 18 миллионов рублей. Министр сказал, что столько дать не сможет, но 50% долгов поможет компенсировать. Однако обещанных денег мы так и не увидели, - сетует Радик Салахов. - Очень обидно! Столько правительственных совещаний по рыбной отрасли проводят, а где реальная поддержка рыбхозов? В 2016 году мы получили по линии минсельхоза 1,6 млн рублей субсидии на закупку рыбнопосадочного материала. Но это капля в море в нашем положении.
По словам Салахова, чтобы расплатиться с долгами за корма, в рыбхозе демонтируют садки и продают их на металлолом. Из 18 работников предприятия сейчас осталось только восемь, которые занимаются охраной имущества - административного здания, гаража и пр.
Один из совладельцев Заинского рыбхоза, предприниматель из Башкирии Игорь Армянинов, отметил в разговоре с корреспондентом «ВК», что восстановить хозяйство уже невозможно.
- С одной стороны, власти Татарстана заявляют, что заняты сейчас написанием новой рыбоводной программы, с другой - на их глазах из-за ЧП гибнет работающее рыбное производство… Что касается доводов энергетиков о том, что водохранилище изначально строилось для ГРЭС, а рыбное производство - лишь «побочка», могу возразить: любая гидростанция в качестве компенсации своего вмешательства в биосистему и теплового загрязнения среды обязана создавать условия для восстановления биоресурсов. Этот пункт закладывался в проектные документы всех гидростанций еще с советских времен.