Почему Анна Нетребко отменила приезд в Казань

Айсылу КАДЫРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Московского музыкального критика, эксперта Союза театральных деятелей России Алексея Садовского я поначалу приняла за нового художественного руководителя Казанской оперы и Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина. Один из организаторов ХХХ Шаляпинского, он и с корреспондентами "ВК" беседовал в кабинете Гюзель Хайбулиной - экс-шефа Казанской оперы... Но оказалось, что официально у Садовского нет полномочий художественного руководителя.

В оргкомитет юбилейного  Шаляпинского фестиваля его пригласил директор театра имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Мухаметзянову был нужен авторитетный консультант и действующий эксперт в области современного музыкального театра, чтобы тот помог сформировать новую концепцию оперного фестиваля.

Любопытно, что в прошлом Алексей Садовский - дипломированный артист балета и балетмейстер. На вопрос, кем ему приходится Наталия Садовская - экс-танцовщица Большого театра СССР и балетовед,  которую многие казанцы знают как бессменного организатора фестиваля классического балета им. Рудольфа Нуриева, он ответил так:  "Мы знаем друг друга, не более того. И как почти всегда объясняет про меня и себя Наталия Михайловна: "Какие мы родственники?! Мы даже не однофамильцы!"...

Алексей Садовский считает, что за тридцать лет концепция Шаляпинского фестиваля уже сформировалась: неизменно афиша каждого фестиваля представляет, как правило, собственные постановки Казанской оперы, где главные партии исполняют приглашенные солисты. Улучшить эту концепцию, по мнению Садовского, можно за счет внедрения системы приглашения на казанский фестиваль не просто звезд, а суперзвезд. Но функционировать эта система будет лишь при долгосрочном планировании Шаляпинского. Уже сейчас нужно начинать переговоры, чтобы, например, в 2015 году амбициозная Казань услышала и увидела певиц уровня Барбары Фриттоли или Марины Поплавской. Серьезные гастроли суперзвезд планируются загодя...

На ХХХ Шаляпинский Алексею Садовскому удалось пригласить  котирующихся на Западе русских вокалистов: Екатерину Сюрину (она пела Джильду в "Риголетто"), Валерия Алексеева (Риголетто), Сергея Скороходова (Ленский в "Евгении Онегине")... Еще - молодую петербурженку Ольгу Пудову, которой эксперты прочат будущее мегазвезды (на казанском фестивале она блестяще дебютировала в заглавной партии "Лючии ди Ламмермур"). Исключительный состав исполнителей казанской премьеры "Евгения Онегина" (от дирижера Михаила Плетнева до  народной артистки СССР Ларисы Шевченко в эпизодической партии Няни) - тоже заслуга Садовского. Но главными его удачами можно считать экспресс-договоренности о приезде в Казань прославленных во всем мире баса Рене Папе и дирижера Валерия Гергиева.

Были, конечно, и срывы. На фестивальную "Травиату" Садовскому удалось пригласить Анну Нетребко - самую, пожалуй, знаменитую в наши дни исполнительницу партии Виолетты Валери. Однако в конце января с жалобами на острую боль в ноге певица попала в больницу, ее прооперировали... Нетребко отказалась от выступлений в Лондоне, Баден-Бадене, Ганновере, Маннхайме... Ну и от "Травиаты" в Казани тоже, разумеется, отказалась.

Когда мы беседовали с Алексеем Садовским, он уверял, что кульминацией юбилейного Шаляпинского фестиваля станет "Борис Годунов" с Рене Папе в главной роли. Что нужно обязательно увидеть и услышать этого грандиозного исполнителя, чтобы понять, какую планку Казанская опера ставит перед собой на ближайшее будущее. "Уже сейчас чувствуется, что Шаляпинский фестиваль изменился, что он не такой, как раньше. Вот только мало кто может понять, что же именно изменилось. Я вам смогу объяснить это только по окончании фестиваля, - заинтриговал Садовский. И поделился ассоциацией: - Так бывает в ресторанах: вроде бы интерьер - тот же, официанты - те же, кухня - та же... Но чувствуешь себя в этом ресторане иначе. Что-то изменилось. Высокий класс обслуживания появился? Да, несомненно. Но не только это. Секрет открою позже..."