Почему земля уходит из-под лап крылатой кошки?

Юлия ФАЙЗРАХМАНОВА
Фото с president.tatarstan.ru

Инициатива установить в Болгарах 12-и метровую скульптуру крылатого барса неожиданно вызвала широкий общественный резонанс: обсуждение в Интернете и прессе, письма «за» и «против» на имя президента РТ Рустама Минниханова и даже пикет. Противники установки усмотрели в модернистской скульптуре, изображающей крылатую кормящую самку-барса, готовую клыками и когтями защищать своих детей, идолопоклоннические и демонические мотивы.

Напомним, скульптуру авангардиста Даши Намдакова «Хранительница» Минтимер Шаймиев увидел в июне прошлого года на выставке «Вселенная кочевника». Работа заинтересовала первого президента РТ, и мастеру был сделан заказ на увеличенную копию скульптуры, высотой 12 метров. Ее уже отлили в Италии и в апреле доставят в Татарстан.

Мистический подтекст, лежащий в основе неприятия у части противников скульптуры, сформулировал архитектор Виталий Логинов: «Это ужасно. Скульптура как Люцифер. Создавший ее - или шаман, или не знаю кто, но не скульптор. Агрессивная пасть, ноги - копыта - какая это кошка-хранительница?». Те же, кто против установки статуи с аргументацией, апеллирующей к Исламу, пишут о языческих ассоциациях, которые вызывает крылатый барс, и о запрете в Исламе на изображения людей и животных.

Между тем Духовное управление мусульман РТ уже высказало свою позицию и пришло к консенсусу с фондом «Возрождение», ведущим проект по реновации Болгара.

«Мы можем давать интерпретацию только с религиозной точки зрения, - подчеркнул начальник отдела пропаганды и информации ДУМ РТ Ришат Хамидуллин. - Муфтий Илдус хазрат Файзов выступил с инициативой об установке скульптуры «Хранительница» за пределами святынь. В результате было принято решение о размещении скульптуры на смотровой площадке Музея болгарской цивилизации».

Новое место расположения «Хранительницы» находится на значительном удалении от комплекса исторических сооружений (в состав которых помимо зданий, относящихся к периоду Волжской Булгарии, входит и более поздняя церковь), на берегу Волги возле речного порта. По сути, такое решение позволяет, с одной стороны, не вносить инородный элемент в сложившуюся архитектурную среду комплекса, а с другой - отразить современную трактовку истории, культуры и даже характера булгарского народа в ярком и сильном авангардистском произведении искусства.

«Крылатый барс был символом государственности булгар с древнейших времен, и с точки зрения культуры скульптура вполне имеет место быть в качестве музейного экспоната», - отмечает представитель ДУМ Ришат Хамидуллин.

Между тем, несмотря на найденное решение, вокруг «Хранительницы» продолжают ломаться копья словесных баталий. Хотя, казалось бы, для того чтобы соединить в собственном восприятии скульптурный образ и образ женщины-защитницы, далеко ездить не надо. Хорошей иллюстрацией к тому, как такая интерпретация образа матери-хранительницы, с клыками и нечеловеческой решимостью, соответствует духу народа, жившего на этих землях почти 1000 лет назад, может стать история, связанная с Билярском. Каждому, кто хоть раз приезжал туда, известно предание о так называемом «Девичьем городке» - маленькой деревянной крепости, которую держали против наступавших на город монгольских орд несколько десятков девушек и женщин. Так вот предание гласит: крепость не могли взять до последней защитницы. Когда монголы все-таки вошли, живых там не было...

Ну а что касается изображений человека и животных, то доктор исторических наук, профессор Гамирзян Давлетшин отмечает, что статуэтки, изображающие фигуры мужчин или женщин верхом на хищнике (барс) были известны еще у ранних тюркоязычных племен. Кроме таких фигурок широкое распространение на территории домонгольской Булгарии имели бронзовые замки в виде фигурок барсов, но без всадника, относящиеся к XII - началу XIII вв. Только в Биляре их найдено больше десяти. В мировоззрении древних булгар тотем-барс был надежным защитником родного края и его населения. «По мнению академика А.В. Арциховского, изображение геральдического барса с XII в. становится гербом всей Булгарии», - пишет Гамирзян Давлетшин.

«Я призываю рассматривать вопрос всесторонне, - говорит директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль», историк Рамиль Хайрутдинов. - Творчество Даши Намдакова я осознаю и понимаю как свое -в нем есть мысль, энергия. Намдаков - четкий, ясный и вместе с тем глубокий художник. Если же говорить о художественных особенностях конкретной работы, то у меня к ней специфическое отношение из-за присутствующей в ней заметной агрессии. Но (я в данном случае рассуждаю просто как человек) это искусство, достойное того, чтобы его воспринимали другие люди. А как историк я хочу заметить, что в истории татарского народа было много периодов, и нельзя вычленять какой-то один. Болгар был столицей государства Волжская Булгария и сейчас остается значимым местом для всего народа».

…Как любое сильное, образное, энергетически насыщенное произведение искусства, «Хранительница» побуждает активную и неоднозначную реакцию общества. «Какие эмоции в человеке вызывает металл, рок, тяжелый рок? Такие же эмоции вызывает и эта скульптура», - замечает архитектор Виктор Морозов. Сравнение удачное, поскольку, как и музыка, этот образ способен всколыхнуть в душах разных людей подчас противоположные чувства. Что не помешает ему возможно стать значимым культурным явлением. Ведь те же устрашающие чудовища-химеры собора Парижской Богоматери - один из знаковых символов европейского искусства .