Подвези товарища без куарища: непривитые пассажиры в Казани в канун «черного понедельника» ищут водителей-попутчиков, чтобы добраться до работы

Александр ЕЛИСЕЕВ
Подвези товарища без куарища: непривитые пассажиры в Казани в канун «черного понедельника» ищут водителей-попутчиков, чтобы добраться до работы

Отчаянно ищут водителей-попутчиков, которые будут возить их на работу, казанцы без QR-кодов, которым с 22 ноября закроют доступ в общественный транспорт. В популярном мессенджере появилось два тематических сообщества, объединяющих в общей сложности 6 тыс. человек, и с каждым днем приток участников возрастает. Тем временем кондукторы тоже волнуются и предупреждают пассажиров, чтобы кроме QR-кода они держали наготове еще и паспорт для проверки.

ТЫ УЗНАЕШЬ ЕГО ПО ЛЕНТОЧКЕ

Напомним, Татарстан стал первым российским регионом, где лицам старше 18 лет без QR-кода (полученного после прививки, перенесенного ковида или подтверждающего медотвод) решили запретить пользоваться общественным транспортом. Власти объяснили это тем, что им поступало много жалоб от населения: дескать, тут и там действуют ограничения, а в автобусах народ толпится с масками на подбородке, как будто так и надо. Вот и нате вам, получите.

Несмотря на вопли транспортников о коллапсе, мордобое в автобусах и пр., в понедельник соответствующее постановление Кабмина РТ вступит в силу. И казанцы, у которых нет «куариков» и личного автомобиля, сейчас отчаянно ищут тех, кто поможет им добраться до работы. Хорошо, если она в трех остановках и можно протопать их пешком, а если нет?..

В мессенджере Telegram создано уже два тематических чата, доступных только по ссылкам-приглашениям: «Довези друга. Казань» и «Подвези товарища в Казани». В каждом - около 2-3 тыс. пользователей, и число подписчиков продолжает расти.

По правилам сообществ новый пользователь должен указать, водитель он или пассажир, назвать интересующий его маршрут и время поездки. Остальные детали обсуждаются в личной переписке - готов ли водитель довезти бедолагу без QR-кода бесплатно по чисто идейным соображениям или ему потребуется вознаграждение, бензин-то нынче дорог.

Впрочем, некоторые пассажиры сразу указывают в сообщениях, сколько они готовы заплатить водителю.

Например, участник по имени Павел указал, что с 22 ноября ему надо будет каждый будний день в 6:00 ездить из Высокой Горы до улицы Даурской, и за перевозку он готов платить не больше 100 рублей. Позже Павел возмутился, что в личной переписке какой-то водитель предложил ему подвоз за 180 рублей, хотя на автобусе он ездил за 70. Другие пользователи возразили, что за поездку с комфортом это нормальная цена и она гораздо ниже, чем на такси.

Другой участник сообщества предложил пассажирам-попутчикам объединяться в группы по два-три человека и платить водителю в складчину или ехать вместе на такси. По его мнению, с учетом того, что сообщений от водителей в чате в разы меньше, чем от пассажиров, такси - это оптимальный вариант.

Однако пользователи высказали опасения, что с 22 ноября цены на такси не то что поднимутся, а взлетят!

А вот предложение, чтобы водители, готовые подвезти за разумную плату товарища без QR-кода, вешали на зеркала заднего вида или на антенны какие-нибудь яркие опознавательные ленточки, нашло живой отклик. Тут же последовало встречное предложение, чтобы пассажиры носили такие ленточки на рукавах.

Сказано - сделано. Вчера один из администраторов чата «Подвези товарища в Казани» и ярый противник QR-кодов Антон Бортяков продемонстрировал корреспонденту «Вечерней Казани» изготовленные по спецзаказу ленточки, которые можно крепить на машину или носить на себе. На подходе - эмблемы, которые водители будут клеить на стекла своих машин, чтобы уставшие идти пешком пассажиры могли их узнать и обратиться за помощью.

- Антиковидными мерами правительство все больше разобщает народ, ограничивает наши контакты. А цель нашего чата, наоборот, повысить взаимодействие между людьми, доказать, что многие проблемы можно решить с помощью взаимовыручки, - объяснил Бортяков, который уже подвез бесплатно на своем автомобиле нескольких пассажиров в качестве тренировки.

«СНИСХОЖДЕНИЯ ОТ КОНДУКТОРОВ ЖДАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ»

Казанские кондукторы ждут «дня икс» с не меньшей тревогой, чем пассажиры. Например, кондуктор Раиля Мутыгуллина, которая работает на популярном у студентов 47-м автобусном маршруте, назвала его «черным понедельником».

«Как будет проходить проверка, пока никто не знает. Подобный опыт имеется только у охранников торговых центров, и кто сталкивался с этой процедурой, знает, что она занимает определенное время. В ТЦ можно позволить себе постоять в очереди, прежде чем пройти в магазин. А вот как в общественном транспорте?» - поделилась переживаниями Мутыгуллина в соцсети.

Кондуктор рассказала об инструктаже, который с ними провели в канун 22 ноября:

«В теории прозвучало так. Кондукторы будут проверять QR-коды при обилечивании. Вначале сканируют код, смотрят документ (если код в бумажном варианте), только затем оплата за проезд. Если пассажир без кода и документов - на выход. Кондуктор и водитель имеют право стоять на остановке до тех пор, пока человек не выйдет из автобуса. Потому что цена вопроса достаточно велика. Если кондуктор провезет пассажира без QR-кода, ему грозит штраф до 15 тысяч рублей. Предприятие за проштрафившегося работника будет платить 300 тысяч! Так что снисхождения от кондукторов ждать не приходится...

Многие пассажиры спрашивают, а что делать, если только первая прививка. Нам объяснили, что таким необходимо скачать с личной страницы портала госуслуг сертификат и предъявлять его вместе с документом личности (паспорт, права, пенсионный проездной или студбилет). Копию паспорта обязаны возить подростки старше 14 лет. Им надо доказать свой возраст, потому как прививки делают с 18 лет.
Кондукторам на помощь выйдут все работники АТП, кроме рабочих ремзоны. Три дня этот десант будет облегчать нам работу, проверять, объяснять...

Две просьбы к пассажирам. Во-первых, не ругайтесь, ничего не доказывайте и не деритесь с кондукторами. Мы - простые исполнители президентской воли и уполномочены им на эту работу (проверку документов). Во-вторых, выходите на работу пораньше, потому что есть риск опоздать. А чтобы успеть, пожалуйста, держите QR-код, телефон и паспорт наготове, чтобы не терять время, пока вы будете все доставать из недр сумок. Это уже третья просьба: если нет нужных документов, лучше вообще не заходить в общественный транспорт. Не мы, так сотрудники полиции или Роспотребнадзора выловят. А это гарантированно штраф приличного размера. Берегите себя и нас, кондукторов, иначе весь общественный транспорт встанет».

Стоит заметить, что совет пассажирам иметь при себе для проверки кроме телефона с QR-кодом еще и паспорт, напряг читателей поста Мутыгуллиной. Ведь закон не наделяет кондукторов, как и охранников ТЦ, правом осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность.

В постановлении Кабмина РТ на этот счет говорится, что пассажирам нельзя будет находиться в транспорте «без предъявления QR-кодов или действующих персональных QR-кодов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к вакцинированию против COVID-19, с подтверждением их принадлежности (далее - QR-код о противопоказаниях)».

Как видно, формулировка «с подтверждением их принадлежности» весьма расплывчатая. Однако начальник управления транспорта Минтранса РТ Алексей Сидоров на вчерашнем брифинге уже заявил, что пассажир должен будет подтвердить, что QR-код принадлежит ему, показав «пропуск с фотографией, удостоверение, паспорт».