«Поможем друг другу?»: аферисты разводят казанцев, предлагая товары со складов закрытых магазинов ИКЕА и H&M

Юлия ШАМСУТДИНОВА
«Поможем друг другу?»: аферисты разводят казанцев, предлагая товары со складов закрытых магазинов ИКЕА и H&M

На чувстве ностальгии по закрывшимся в Казани магазинам западных брендов играют теперь интернет-мошенники. Разводилы представляются наивным гражданам сотрудниками закрывшихся магазинов IKEA и H&M и предлагают купить со скидкой лежащие на складах товары - дескать, и вам хорошо, и нам надо как-то зарабатывать в ожидании лучших времен, давайте поможем друг другу.

Первыми об аферистах, называющих себя представителями магазина «Икеа», рассказали в соцсетях казанские блогеры. Девушки поделились с подписчиками историями о том, как их пытались развести на деньги, обещая любой понравившийся товар из каталога с 50-процентной скидкой в обмен на упоминание шведского бренда в блоге.

- А то якобы народ в России «Икею» забывать начнет. Этот представитель назвался Владимиром, страница у него оказалась пустой, но в нике было слово IKEA, а на аватарке - логотип магазина, - рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» инстаблогер Альбина. - Я сначала очень обрадовалась, потому что очень скучаю по «Икее», часто выкладывала обзоры их коллекций, я их ярый фанат.

Однако вскоре девушку насторожило поведение «представителя «Икеи»: он не мог сформулировать техническое задание по рекламе - что именно и в какие сроки она должна разместить в своем блоге, зато очень торопил с выбором и оплатой товара.

- Он писал мне каждые 10 минут, все спрашивал, какие товары я выбрала, чтобы якобы он успел их оформить, при этом на вопросы о рекламном проекте не отвечал, хотя заказчика должно это интересовать в первую очередь. Я поняла, что это мошенник, и кинула его аккаунт в черный список, - говорит Альбина.

То же самое сделала ее коллега по цеху Екатерина, получив весточку от «сотрудника «Икеи».

- Пустая страница с предложением о сотрудничестве меня не напрягла, насторожило то, что у человека в подписчиках сплошные индусы и арабы. Как известно, таким образом обычно искусственно нагоняют количество подписчиков. Но «Икеа» - это все-таки не какой-нибудь левый шоурум, а всемирно известный бренд, не стали бы они писать с таких страниц, - рассудила она.

Блогерши поспешили предупредить своих подписчиц о происках аферистов «из «Икеи», а в ответ получили истории от уже обманутых таким образом жителей Казани.

- Я как дура последняя повелась на этот дешевый развод! - поделилась эмоциями с корреспондентом «ВК» одна из жертв обмана Алия Ахунова. - Этот нехороший человек наплел мне, что якобы сотрудники «Икеи» имеют доступ к складам и им надо как-то зарабатывать на жизнь, пока магазин стоит без дела, якобы зарплату им не платят. Он меня так торопил с выбором товаров, все переживал, что его начальство поймает. А мне как раз нужно было постельное белье из «Икеи» и стульчик для кормления малыша, заодно еще какую-то сковородку прихватила. Выбирала все на официальном сайте, потом скинула ссылки на товары этому уроду. Он мне минут через 10 прислал свою ссылку на оплату - со скидкой в 50% от суммы заказа. Вышло 8900 рублей. Выглядела страница точь-в-точь как на сайте магазина!

Женщина ввела данные своей банковской карты, нажала кнопку «оплатить», деньги со счета тут же списались, однако указать адрес доставки товара система не предложила.  

- Я подумала, что это какой-то глюк, написала этому человеку сообщение, он прочитал его и проигнорировал. Тут у меня начали закрадываться подозрения, я посмотрела внимательнее данные банковского платежа и не увидела в них адресата «Икеа», как это обычно бывало при прошлых заказах. Просто это чья-то личная карта. А сайт для оплаты фейковый. Написала этому обманщику еще раз, но он меня уже заблокировал.

Женщина сообщила о том, как ее обманули, в официальный аккаунт «Икеи» в соцсети, но ответа не получила.  

В свою очередь корреспондент «ВК» обратилась за комментариями в «ИKEA Россия» и получила следующий ответ:

«ИKEA приостановила все продажи в магазинах, интернет-магазине и студиях в России с 4 марта 2022 года. Временная приостановка продаж означает, что покупка товаров даже при условии их наличия невозможна с технической точки зрения. Сейчас мы предоставляем только услуги по обмену и возврату товаров, приобретенных у нас ранее. Очень жаль, что люди пострадали от действий мошенников, наши сотрудники не имеют к продажам в социальных сетях никакого отношения».

Похожую историю, но с участием «представителя» другого шведского магазина - H&M - рассказала еще одна жительница Казани. Ей также поступило через соцсети предложение приобрести предметы из коллекции для дома от этого бренда.

- Предложили сделать заказ от 4000 рублей со скидкой в 75%, якобы какая-то реферальная программа у них действует, продают все по максимально сниженным ценам, чтобы как-то отбить простой офлайн-магазинов. У меня, к сожалению, ничего не екнуло на момент заказа, как раз в отложенных была куча вещей. Заказала на 12150 рублей... - вздыхает Екатерина Савельчук. - Наверное, нужно идти писать заявление в полицию, но муж говорит, нечего позориться, деньги все равно не вернем.

С супругом Екатерины трудно поспорить: в поисках телефонных и интернет-мошенников наша полиция не сильна. Так что обман легче предупредить...

- Запомните раз и навсегда: если вам предлагают купить что-то гораздо дешевле стандартной цены, это наверняка мошенники. Поэтому не жадничайте и не позволяйте себе вестись на такие уловки, - посоветовал председатель совета Союза потребителей РТ Марс Исмагилов. - К сожалению, в сложные времена это обычная история - одни хотят сэкономить, купить какой-то дефицит, а другие ловят рыбку в мутной воде.

Тем временем для поклонников иностранных брендов появились и хорошие новости. Минпромторг РФ обнадежил, что IKEA планирует возобновить деятельность в России «в обозримой перспективе». Среди скорых возвращенцев также немецкий OBI и испанский холдинг Inditex, который управляет брендами Zara, Bershka и другими. Говорят, что и в закрытые российские магазины H&M уже завезли новые коллекции.

Фото e-kazan.ru