После гибели пятерых детей при пожаре в Татарстане насчитали 300 неблагополучных семей, которым отключили газ и свет
Гибель пятерых детей и их матери при пожаре в селе Старый Кувак Лениногорского района, которых похоронили сегодня, обернулась серией уголовных дел. В халатности подозревается «ряд неустановленных должностных лиц» в полиции, МЧС, минтрудсоцзащиты, исполкоме района. Под следствие также попали газовики, за долги отключившие семью «от источников жизнеобеспечения», из-за чего многодетным родителям пришлось обогревать дом дровами и электроприборами. Между тем, как выяснила «Вечерняя Казань», в Татарстане сегодня порядка 300 неблагополучных и малообеспеченных семей, которым за долги отключили газ или электричество.
Напомним, трагедия в селе Старый Кувак произошла в ночь с 8 на 9 января. В частном доме заживо сгорели 27-летняя Ольга Журавлева и пятеро ее детей в возрасте от шести месяцев до 10 лет. Чудом остался жив лишь восьмилетний сын - он гостил у бабушки в том же селе. Уцелел и 47-летний сожитель Журавлевой Сергей Федотов. У него поражено огнем более 70 процентов поверхности тела, сейчас казанские врачи борются за его жизнь.
В первые же сутки после пожара СУ СКР по РТ возбудило уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности». Установлено, что семья из восьми человек проживала в доме площадью примерно 50 кв. м, при этом жилая площадь составляла всего 20 кв. м. Кроме того, выяснилось, что с августа 2013 года в доме за неуплату без решения суда было отключено газоснабжение. Долг составлял около 16 тысяч рублей...
Новые уголовные дела в связи с лениногорской трагедией появились после жесткой критики Рустама Минниханова районных чиновников и социальных служб из-за «недальновидных действий». Президент Татарстана также поручил правительству подготовить предложения по совершенствованию работы с неблагополучными семьями.
- На сегодня в Татарстане проживает порядка 300 неблагополучных и малообеспеченных семей, которым за долги перекрыли источники жизнеобеспечения, - поделилась с «Вечерней Казанью» информацией уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина. - По-хорошему, социальные службы в муниципалитетах должны держать малообеспеченные семьи в поле зрения, подсказывать, как можно реструктуризовать долги, получить господдержку. Но с другой стороны: главные защитники детей - это родители. Обращалась ли кувакинская семья за помощью в какие-либо инстанции, била в колокола, что дома мерзнут дети? Нам об этом пока неизвестно. Возможно, установит следствие.
- Мы не знали, что у этой семьи отключен газ, - призналась в разговоре с «ВК» заведующая сектором опеки и попечительства исполкома Лениногорского района Марина Маркелова (сотрудники этого сектора также попали под следствие). - По крайней мере, когда семья стояла у нас на учете как неблагополучная, газ у них был. В целом это была обыкновенная многодетная семья с проблемами как у всех. Многодетная мама была домохозяйкой, ее сожитель работал водителем. Младшие дети у них были общими, старшие - от другого отца. Если бы родители выпивали, мы бы обратили на них внимание, но в последнее время они не злоупотребляли спиртным.
Как объяснила Гузель Удачина, семья была поставлена на учет как неблагополучная в 2013 году. Многодетная мама тогда пила, иногда оставляла ребятишек без присмотра. По данным фактам было составлено несколько административных протоколов. После чего женщина одумалась, закодировалась, прошла реабилитацию. Старшие дети Ольги Журавлевой посещали школу и детсад, с младшими мама сидела дома в декрете. В итоге в конце того же 2013 года районная комиссия по делам несовершеннолетних сняла семью с учета, сочтя, что факторы неблагополучия преодолены.
- Возможно, комиссия поторопилась снять надзор за семьей, но явных оснований для привлечения кого-то к уголовной ответственности я пока не вижу, - поделилась мнением детский омбудсмен. - Сейчас спорят, должны ли были лениногорские органы опеки изъять детей у родителей. Напомню, государство забирает детей в случае, если в семье существует угроза их жизни и здоровью. Можно ли считать отключение газа прямой угрозой - спорный вопрос. На мой взгляд, это даже абсурдно - забирать детей только из-за того, что родители не могут оплатить коммунальные услуги. Эта история вообще очень сложная.
Между тем решилась дальнейшая судьба оставшегося в живых 8-летнего ребенка Ольги Журавлевой, который сейчас живет у бабушки. Мальчика готов забрать к себе родной отец, который тоже живет в Лениногорске и создал другую семью...
Трагедия в Лениногорске вызвала большой резонанс. Сейчас на разных уровнях обсуждают, кто виноват и что делать. Так, депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин предложил МЧС устанавливать датчики пожарной сигнализации в домах многодетных и неблагополучных семей, а также одиноко проживающих пенсионеров. А представитель Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов обратился в Минстрой России с просьбой запретить отключение газа за долги малоимущим и социально незащищенным гражданам в зимний период.
Но готовы ли поставщики ресурсов заниматься подобной благотворительностью? В ООО «Газпром трансгаз Казань», Лениногорское подразделение которого также фигурирует в уголовном деле, от комментариев на эту тему отказались. В то же время на сайте компании декларируется, что одним из приоритетов для нее является благотворительная деятельность, в том числе в адрес социально незащищенных групп населения.