«Посмотрите, как в Европе люди бьются против повышения цен!»: татарстанские водители объявили бойкот жадным АЗС и хотят распространить протест на всю страну

Рамиль АКБЕРОВ
«Посмотрите, как в Европе люди бьются против повышения цен!»: татарстанские водители объявили бойкот жадным АЗС и хотят распространить протест на всю страну

Объявили бойкот местным заправкам из-за повышения цен на топливо водители Челнов. Активисты создали телеграм-канал для координации действий и строят планы по проведению всероссийской акции.  

«Группа создана в качестве общего рупора водителей, и не только, для уменьшения цен на газ и на бензин до адекватного уровня, строго в рамках закона, без массовых скоплений», - указывается в описании телеграм-канала сторонников бойкота.

- Акцию мы назвали «Умный бойкот АЗС», - пояснил корреспонденту «ВК» администратор телеграм-чата Рустам Хаметов. - Мы не планируем никаких митингов, не выдвигаем никаких политических требований и тем более не призываем к насилию, более того, яростно удаляем подобных провокаторов из группы. В прошлую пятницу утром правоохранительными органами была проведена воспитательная предупредительная беседа со мной на тему нежелательности возникновения митингов, в чем наши взгляды совпадают - мы не заинтересованы ни в каких потрясениях. Суть нашей акции - в гибридном бойкоте, то есть путем опроса на неделю выбирается какая-то АЗС, остальные в течение семи дней игнорируются. При последующих голосованиях выбранные ранее заправки уже не участвуют, таким образом, бойкот составляет один-два месяца для каждой. Бойкот планируем распространить по всей стране, так как никаких законов мы не нарушаем. Продолжать акцию будем до тех пор, пока не сформируется наиболее оптимальный вариант выхода из сложившейся ситуации в пользу простых людей.

Участники группы активно общаются между собой: если некоторые продумывают различные тактики борьбы с повышением цен, то другие вступают в чат только для того, чтобы высказать свое «фи» бойкоту.

«Посмотрите, как в Европе люди бьются против каждого налога, каждого повышения, а мы хотим в России, сидя на диване, добиться снижения цен», - одобряет бойкот один из участников чата.

«Их (цены. - «ВК») повышают оптовики, при чем здесь АЗС, не совсем понятно. Конечно, они живут на наценке, но отпускные прайсы стали тоже неадекватными. Надо троллить УФАС и комитет по тарифам в первую очередь», - говорит о бессмысленности акции другой участник чата.

К началу этой недели активисты распространили акцию и на другие города Татарстана - отдельные телеграм-чаты для координации бойкота были созданы также в Казани и Нижнекамске.

Опрошенные «ВК» эксперты признают, что цены на топливо в последнее время «растут семимильными шагами», но полагают, что акция челнинских водителей не изменит ситуацию на рынке.

- Боюсь, такими мерами вряд ли получится глобально изменить ситуацию с ценами на топливо. Суммарный спрос на топливо в городе от этой акции не поменяется, в бойкоте участвуют далеко не все водители. Для того, чтобы понудить АЗС к снижению цен на топливо, нужно радикальное и долгосрочное снижение спроса на бензин. Если перекинуть спрос с одной бензоколонки на другую, то ситуация не изменится. Этот бойкот мог быть эффективен, если бы был против одной конкретной сети заправок, - считает доктор экономических наук, профессор института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох.

Представитель татарстанского отделения Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин тоже сомневается, что организаторы акции достигнут заявленных целей:

- Чтобы бойкот достиг успеха, такую акцию нужно проводить во многих городах. Цены на топливо постоянно растут, но единственная мера, которая побудит АЗС снизить цены на бензин, дизельное топливо и газ, - на недельку всем водителям пересесть на общественный транспорт. Помните, как в период пандемии, когда машин на дорогах было очень мало, представители АЗС плакались, что работают себе в убыток? Но на полный отказ от личных автомобилей люди не пойдут, так как все привыкли к комфорту, да и общественный транспорт находится в печальном состоянии. А бойкотировать все заправки в пользу одной нет смысла - какая разница, на какой АЗС водитель бензин в бак зальет, все равно топливо заправщики получают с одних и тех же нефтеперерабатывающих заводов.

Глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов в беседе с корреспондентом «ВК» рассказал, что в нынешней ситуации повышение цен на топливо - вынужденная мера:

- Как водитель я тоже хочу, чтобы цены на бензин были ниже. Но когда мы были довольны ценами на бензин? Порядка 70% в цене на топливо - это налоги и акцизы. Потом идет стоимость добычи нефти, ее переработки, затраты на зарплату работникам. А наценка, которая покрывает расходы АЗС, - от 4 до 6 рублей. Но в последнее время даже такой наценки нет. С января оптовые цены, по которым частные АЗС закупают топливо, поднялись где-то на 25%, а заправки повысили розничные цены на бензин всего лишь на пять-шесть процентов! Заправки торгуют себе в убыток, нет той маржи, которая необходима для нормального функционирования бизнеса. По сравнению с оптовыми ценами стоимость топлива на АЗС выросла не так сильно. И куда деваться частным заправкам? Оптовые цены взлетели из-за того, что на рынке нет достаточного количества топлива, так как многие нефтеперерабатывающие заводы находятся в ремонте. Когда эти заводы начнут функционировать, я надеюсь, что оптовые цены пойдут вниз. Ситуация очень тяжелая, я в этом бизнесе уже 30 лет, но такого непростого положения никогда не было.