"Развивать IT - и массовый выход на митинги будет неизбежным результатом"

Марина ЮДКЕВИЧ
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Казань - один из полусотни городов России, где 4 февраля прошли уличные акции "За честные выборы". На митинге на площади Тукая у памятника Муллануру Вахитову побывало, несмотря на мороз, порядка 700 человек: молодежь, пенсионеры, партийные активисты, члены Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани... Полиция, как и в ходе декабрьских протестных акций, оценила количество митингующих в 250 человек.

Митинг продолжался около двух часов. Выступавших было полтора десятка.

Интернет-активист Алексей Топоров вызвал смех и аплодисменты, провозгласив: "Самые могущественные волшебники живут в Татарстане! Благодаря их усилиям партия власти получила в нашей республике 78 процентов, да Чурову у наших еще поучиться!..".

Лидер татарстанского "Правого дела" Марсель Шамсутдинов приветствовал собравшихся как "жителей свободного города свободной страны". Он сказал: "Нечестные выборы - это привилегии чиновников, нечестные выборы - это "Мерседесы" властей и паршивый общественный транспорт для всех, нечестные выборы - это отличная трасса в Боровое Матюшино и отвратительные дороги в городах, это большие зарплаты чиновников и маленькие - учителей и врачей...".

"Мы не быдло - мы народ!" - заявил лидер татарстанского "Яблока" Руслан Зинатуллин. "Власть должна уйти мирным путем в отставку. На свалку истории их!" - призвал глава татарстанских коммунистов Хафиз Миргалимов...

"Здесь много флагов, под многими из них я бы не встал, и мне не нравится политика, - сказал представитель самой молодой части митингующих. И продолжил, указывая на внушительное здание ПФР: - Но мне и не нравится, когда у нас вот такие пенсионные фонды, когда у нас "дом колхозника" за два миллиарда, а на детей, больных лейкемией, вынуждены просить милостыню Вконтакте!"...

Это было, как мне показалось, выражением позиции большой, если не большей части митингующих. Верно ли, что серия акций "За честные выборы" в нынешней России есть протест не столько политический, сколько этический, нравственный (результат ощущения "так жить нельзя"), об этом я спросила профессора кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ Сергея Сергеева.

- Я бы в данном случае не стал разделять политическую, социальную и этическую мотивации... - говорит политолог. - Скажу так: это определенный подъем гражданских сил. В последние годы со стороны власти много было демагогии на тему "надо развивать гражданское общество", и даже появились люди, которые восприняли эти лозунги вполне всерьез... Но эти "спортлото-1" и "спортлото-2", когда сперва Путин поменялся креслом с Медведевым, а потом они объявили, что заранее договорились проделать это снова, - все это вместе было до того омерзительно, что люди вышли на улицу.

Но выходят, во-первых, не везде, а во-вторых, количество выходящих сильно различается. К примеру, в процентах к общему количеству живущих в Москве и в Казани, казанские 700 участников митинга 4 февраля - это раз в 20 меньшая доля населения Казани, чем та доля, которую около 70 тысяч митинговавших "За честные выборы" москвичей составляют в населении Москвы... Это значит, что у казанцев больше довольства властью?

 - Нет, это значит, что "креативный класс", "новая интеллигенция"... - словом, социально активный слой, который нынче как только ни называют, в Казани в 20 раз тоньше, чем в Москве. Обратите внимание, акции "За честные выборы" прошли примерно в 50 городах, но наиболее массовые - в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове, Перми... - там, где дальше зашло постиндустриальное развитие. Оно обусловливает появление людей, менее зависимых от власти: всех этих айтишников, предпринимателей, не "завязанных" на бюджет... Давайте развивать IT, и гражданская активность будет неизбежным результатом этого!

- Кажется, что в столице готовых добровольно выйти на улицу намного больше еще и потому, что там есть лидеры - медийные персоны, известные публике своей прежней публичной деятельностью (писатели, защитница экологии, журналисты, самый читаемый блогер, "несистемные", но узнаваемые политики...).

- Это, конечно, важный фактор... Но мне кажется, митингующая толпа уже в значительной степени переросла своих лидеров. "За честные выборы" - это движение без лидера, и я даже не знаю, недостаток ли это для такого движения или, наоборот, преимущество... Как бы ни было, в России, на мой взгляд, еще нет лидера, который возглавил бы креативный класс.

- Возглавил бы, чтобы идти... куда?

- У этого слоя есть объективное стремление доделать не доделанное в конце 80-х - начале 90-х: тогда из реформ вышел "дикий рынок", но цель-то была - построить постиндустриальное демократическое государство. Как в Германии, Австрии, Франции... Сложность в том, что в нашей России - "четыре России", это идея известного московского ученого Натальи Зубаревич. "Первая Россия" - крупные города с постиндустриальным развитием, где выше доля высококвалифицированных работников и занятых в малом бизнесе, где концентрируются пользователи Интернета и "средний класс", желающий перемен. "Вторая Россия" - города с промышленностью, созданной в 30 - 50-е годы прошлого века, где мало самозанятых граждан, много бюджетников с невысокой квалификацией; это она говорит "первой": "Сейчас мы к вам в столицу приедем на танке". "Третья Россия" - села и малые города с разваливающейся инфраструктурой и идеологией "лишь бы не было войны", а "четвертая" - республики Северного Кавказа и юга Сибири, раздираемые борьбой кланов... Драматизм в том, что "первая Россия", где сконцентрированы "мозги", - это всего порядка четверти населения страны, но если она потерпит поражение, то это будет историческим поражением всей России. Другого шанса догнать цивилизованный мир у страны, боюсь, уже не будет.

- На казанском митинге 4 февраля был рискованный момент: в список прегрешений власти один из выступавших - зампредседателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов - внес обязательное обучение школьников татарскому языку, чем вызвал шумное недовольство сторонников выступавшей перед ним Фаузии Байрамовой... А остальные участники митинга, показалось, были почти шокированы, видя, как "протестное единство" грозит распасться перед национальными противоречиями...

- В начале 2000-х многие апеллировали к Владимиру Путину в стремлении противодействовать локальному национализму, а центральная власть при этом объективно пользовалась поддержкой национальных движений... Теперь многие движения отходят от глобальной поддержки Путина. А в ходе нынешних акций (в том числе и просто общаясь на них) силы, выглядевшие до сих пор непримиримыми, могут если и не эволюционировать в единое целое, то найти точки соприкосновения. "В течение последней пары месяцев в России существует шаткое равновесие. - Власть не может или не хочет "задавить" протестующих, а протестующие пока не могут эффективно "давить" на власть. Неопределенность будет сохраняться еще минимум месяц.

...За этот месяц в Казани митингующие, вероятно, еще дадут о себе знать. Один из организаторов казанских митингов "За честные выборы" Игорь Веселов говорит, что их относительно небольшая массовость в преддверии выборов президента России объясняется отсутствием кандидатов, приемлемых для массы недовольного властями электората:

- Люди куда более активно защищали бы свой голос, если бы им было за кого его отдать. А стоит ли это делать, когда в глазах большинства один кандидат представляет партию прошлого, другой - партию-"марионетку", к третьему относятся как к внезапно разбогатевшему миллиардеру... Общество раскалывается - смотрите, в Москве в один день проходят два разнонаправленных митинга, каждый под сто тысяч народа! - и этот раскол несет один человек: Владимир Путин...  Выборы будут жесткими.