Режиссер из Латвии Виктор Янсон: «Странный я. Не зря меня сумасшедшим называют...»

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер из Латвии Виктор Янсон: «Странный я. Не зря меня сумасшедшим называют...»

В Казани начала работать лаборатория уличного театра под руководством латвийского режиссера, одного из создателей передвижной труппы «Люди на чемоданах» Виктора Янсона. Уже в эти выходные по всему городу пройдет серия перформансов и хеппенингов, созданных в лаборатории Янсона. Накануне корреспондент «Вечерней Казани» встретилась с режиссером...

- Я отношусь к городам как к людям. Есть «мои» люди и города, а есть «не мои». Встретиться с Казанью мечтал очень давно, и вот наконец мечта исполнилась, я очень счастлив. И могу сказать точно, что на сегодняшний день у меня есть три любимых города. Это Петербург - город, который меня сделал таким, каков я есть, я еще мальчишкой, сразу после школы, туда уехал... Это Париж, я обожаю этот город за его непередаваемую атмосферу. И теперь это Казань.

Ребята, которые занимаются в моей лаборатории в Казани, делают это по своей воле: кастинга я не устраивал. Сначала было объявление, на которое откликнулись 37 человек. Потом была первая встреча: на нее пришло человек 15 - 17. Остались продолжать работу только одиннадцать. Это очень хорошо! Ведь люди собирались из чистого любопытства.

Моим казанским ученикам - от 21 до 27 лет. Меня удивило, что они как будто на 10 лет старше своих ровесников - моих латышских учеников. Латышские ребята в этом возрасте выглядят совершенно растерянными перед жизнью, они не адекватны внешней реальности...

На своей лаборатории я лекций не читаю. Я ставлю перед учениками задачи, а они их решают, и через выполнение этих задач они приобретают опыт. Погрузить человека в переживание определенной ситуации - мой главный педагогический прием.

У меня нет пиетета перед знаменитыми труппами: я не разделяю, условно говоря, МХТ и какой-нибудь театрик из детского сада. Для меня существует театр, который цепляет, и театр, который не цепляет. Ничем другим меня не купишь.

Театр с самой большой буквы Т - Театр уличный. У такого театра нет афиш, нет билетов на спектакли, нет никаких гарантий. На улице никто никому ничего не должен. И если тебе удается захватить внимание прохожих и что-то им передать - ты актер с большой буквы. На улице может не помочь даже твоя архиизвестность: даже если ты, условно говоря, Хабенский. Потому что пафос здесь не работает: тебя могут не узнать.

Не думаю, что моя задача в Казани - создать в рамках лаборатории, которая длится пять дней, шоу, о котором будут вспоминать полгода. Моя главная задача - «оживить» учеников, чтобы потом как в песне все получилось: цирк (то есть я) уехал, а клоуны остались.

Трудно сказать, что же мы покажем на улицах Казани 13 и 14 августа. Я бы так это назвал: это будет серия микрособытий. Серия перформансов. Сейчас, когда мы только размышляем над этим, у ребят уже мозги скрипят очень жестко. Потому что работать в уличном театре - это быть и режиссером, и актером, и художником в одном лице! Я бы так сказал: уличному актеру нужно уметь видеть сны, медитируя на мусорку, забор, стену дома... И потом показывать эти сны.

Моя задача - научить ребят не бояться говорить с «улицей» и с людьми на достаточно интимные темы. Научить их не бояться быть странными, необычными. И быть немножко детьми. Если они не будут странными, они не остановят на улице ни одного человека, не привлекут его внимания.

Точных координат, где 13 и 14 августа можно будет встретить моих учеников, я давать не стану. Люди будут гулять из одной всем известной локации Дней уличных искусств в другую, третью... Наша задача - находиться на пути у фланирующих людей, не влезая ни в одну локацию. Люди должны будут «спотыкаться» об нас. Я же буду «из-за кулис дергать за ниточки», чтобы в случае возникновения проблем быстро помочь: шепнуть им что-нибудь на ухо, дать волшебный толчок.

Вы спрашиваете, должны ли прохожие платить уличным актерам? На Днях уличных искусств - нет, потому что это не бизнес-проект, что понятно даже из названия акции. Своим студентам в Даугавпилсе я разрешаю время от времени ездить на заработки в Европу. Для этого я с художником придумываю для каждого из них специальный костюм человека-скульптуры и манеру двигаться. Это своеобразный им от меня подарок: я знаю, какая нелегкая им выпала жизнь. Но я четко говорю: вы едете на заработки, никакого творчества здесь нет, вы продаете свой навык необычно двигаться, свою пластическую технику. Не вздумайте считать себя великими уличными актерами!

Сам я как актер работаю сейчас крайне редко: нет желания. Мне интереснее заниматься режиссурой и преподавать. Но вот уже лет двадцать в новогодние дни я не отказываю себе в удовольствии сыграть Деда Мороза, это моя самая любимая роль! Дети еще ни разу меня не «раскусывали» - не кричали, что я не настоящий. Даже их родители начинают в какой-то момент меня побаиваться, потому что я совершенно не сказочный - слишком настоящий. Я отказался от образа «кремлевского» Деда Мороза, эдакого боярина-богатыря. Я такой старичок в маразме: с дурным характером, моментально заводящийся... Я скидываю шубу, остаюсь в старых валенках и клоунских штанах и веду себя как ребенок!..

Когда я все же выхожу работать на улицу, всегда помню: иногда можно и на конфликт нарваться - если попал не в то место, не в то время или не на того человека напал. Я, как правило, в интерактиве работаю: выбираю из толпы людей и из них «делаю» актеров. Можно очень хорошо оскандалиться, если выберешь «не того» человека. Нужно уметь выбирать.

Периодически я перестаю понимать, за что можно любить людей. Мне их хочется либо ненавидеть, либо жалеть. Реанимирует мое хорошее отношение к людям театральная педагогика. После занятий со студентами я чувствую, что влюблен в людей до бесконечности! Но когда ты активно не любишь людей, заниматься со студентами ни в коем случае нельзя. Даже разговаривать с ними я себе в эти моменты не разрешаю. Потому что нельзя самоутверждаться за чужой счет. Я в такие периоды «закрываюсь» - пережидаю, не общаюсь ни с кем. Иногда на это уходит несколько месяцев. Ну странный я. Не зря меня сумасшедшим называют...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.