Режиссер «Пакет-театра» Регина Саттарова: «Артисты подарили мне маску из золотой бумаги»

Айсылу КАДЫРОВА
Режиссер «Пакет-театра» Регина Саттарова: «Артисты подарили мне маску из золотой бумаги»

Независимая театральная труппа появилась в Казани - «Пакет-театр». В ее составе - дипломированные актеры и музыканты, которые между собой называют друг друга «саттаровцы», потому что во главе труппы - режиссер Регина Саттарова. Уже в ближайшие выходные «Пакет-театр» можно будет увидеть в Лядском саду: в субботу и в воскресенье труппа сыграет здесь спектакль «В розовом», начало в 12.30, вход свободный.

В репертуаре «Пакет-театра» есть еще спектакль «Минус 30», который саттаровцы играют в творческой лаборатории «Угол». А недавно они участвовали в театральной лаборатории «Свияжск АРТель», где создали экспериментальную постановку «Свияжское время», и о них - нечастый случай для регионального театра - написали несколько федеральных СМИ.

О «Пакет-театре» мы попросили рассказать режиссера Регину Саттарову, которая однажды - в 2012 году - уже давала интервью «Вечерней Казани» по случаю выигранного Гран-при Второй казанской режиссерской лаборатории «Свободная сцена». Тогда она была дипломированной актрисой (окончила мастерскую Рашида Загидуллина в Казанском университете культуры и искусств), теперь - выпускница Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве (мастерская Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского).

- Что такое «Пакет-театр»?

- Независимое творческое объединение, театр-мультитаскер. Multi в переводе с английского - «много, несколько», а task - «задача». Мультитаскер - человек, выполняющий несколько задач. То есть в нашей труппе каждый может выполнять несколько функций: быть драматургом, артистом, грузчиком... Основа нашей концепции - всестороннее развитие.

- А почему «Пакет»?

- Пакет - это то, что ты видишь каждый день, это то, что тебе необходимо каждый день. Это и напоминание о знаменитом фильме Мендеса «Красота по-американски», где кружащийся в воздухе пакет помогает герою осознать, что «существует целая жизнь по ту сторону видимости вещей»...

- У труппы есть официальный день рождения?

- Да, 15 мая. В этот день мы играли премьеру спектакля о тридцатилетних «Минус 30». Понимали: нам очень хорошо вместе, у нас начинается наша общая - коллективная - история.

- Вы уже знаете, за что человек может быть изгнан из «Пакет-театра»?

- За нечестную работу. Честно - это когда не ищешь ни славы, ни денег. Я у Николая Коляды недавно прочла: приехал к нему в театр на практику мальчик из Москвы. Коляда спрашивает: «Полы будешь мыть?» Тот отвечает: «Буду!» Коляда: «Ой, ладно, полы мыть не будешь - будешь продавать программки...» Я согласна с Колядой: если хочешь заниматься театром, важно уметь и мыть полы, и продавать программки.

- А профессиональное образование обязательно иметь?

- Мне было важно получить режиссерское образование, и я его получила. Но путь в режиссуру у каждого свой... В моем понимании режиссер - это человек, который может увлечь своей идеей. Главное - увлечь, все остальное неважно.

- Недавно в Свияжске вы работали бок о бок с режиссерами - обладателями премии «Золотая маска» Романом Феодори и Дмитрием Волкостреловым. Комплексовали?

- Нет. Наоборот, мне было очень интересно. Мои артисты, кстати, надо мной подшучивали: подарили маску из золотой бумаги.

- Страх опозориться давал о себе знать?

- Он всегда есть. Перед каждой премьерой. Для меня позор - это халтура. Ее сразу видно, когда работаешь нечестно, спустя рукава.

- На меня громадное впечатление произвел в вашем свияжском спектакле дождь из свежих огурцов. Дорого вам обошелся такой спецэффект?

- Было так. В одно прекрасное свияжское утро к нам пришел мужик, германовский такой персонаж: асимметричное лицо, зубы как забор. И командует хриплым голосом: «Купите огурцы!» Я говорю: «Давайте два кило!» Он: «У меня только шесть, возьмите шесть за двести рублей!» А у нас только 500 рублей было. Он взял 500, отдал нам огурцы, пошел за сдачей и пропал. Мы два дня думали, что купили шесть килограммов огурцов за 500 рублей. Потом придумали этот дождь из огурцов. И только придумали, как сразу же пришел тот самый мужик. Со сдачей.

- Свияжская лаборатория изменила вас?

- В какой-то степени да. Я убедилась, что «Пакет-театр» - классная команда. Поддержку актеров было классно ощущать: я поняла, что они верят в меня и в нашего ветерана - драматурга Пашу Полякова. Он наш ветеран, потому что самый взрослый среди нас: ему 32. Мне - 29.

- Вы теперь всегда будете играть тексты Полякова?

- С удовольствием поставим и другие, но не в ближайшее время. Пока же работаем с текстами Паши. «В розовом» - это ведь тоже он написал. Это четыре монолога о любви, которые актеры разыгрывают одновременно в четырех точках Лядского сада. Зрители могут перемещаться от точки к точке, а могут наблюдать за какой-то одной. Могут вступать в диалог с актерами, а могут и не вступать. От каждого зрителя напрямую зависит, какой он увидит спектакль, который может длиться минимум 45 минут, максимум - час.

- Вы сами играете в этом спектакле?

- К сожалению, я не могу играть в своих спектаклях - мне начинает рвать крышу. Но я очень хочу играть!

- Вы чувствуете себя частью Казани?

- Да. Я очень люблю этот город. Пока училась режиссуре, успела пожить и в Москве, и в Петербурге. С удивлением поняла: в Казани мне комфортнее. Особенно сейчас, когда здесь появился невероятно крутой фонд «Живой город» и начала формироваться среда людей, активно занимающихся современным театром.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.