Родители бедные - ребенка в зону: в школах Татарстана с подачи МВД взялись делить детей на касты

Дарья СУББОТИНА
Родители бедные - ребенка в зону: в школах Татарстана с подачи МВД взялись делить детей на касты

Снова запустила руки в школы полиция Татарстана, предписывая учебным заведениям поставить на учет детей, разделив их на зоны - красную, желтую и зеленую - «в зависимости от степени риска» (видимо, риска того, что ребенок встанет на скользкую дорожку). На контроль хотят взять не только отъявленных хулиганов, но и вполне обычных школяров, у которых, к примеру, вместо отца отчим или малообеспеченные родители, а также тех, кто нарушил устав школы. Эксперты «Вечерней Казани» высказали опасения, что деление детей на «касты» ни к чему хорошему не приведет.

«Положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних...» - плод совместного творчества Минобрнауки и МВД по РТ - распространили в этом учебном году по школам в Татарстане. Напомним, это уже не первая попытка силовиков и образовательных чиновников наладить в учебных заведениях систему учета и контроля.

Например, в 2019 году наделал шума полицейский документ, требующий от директоров школ предоставить информацию об ученицах, которые ходят в школу в хиджабах.

А в 2020 году родителей школьников напугали сбором персональных данных и согласий «на осуществление любых действий» с этими данными. Оказалось, такие согласия нужны минобру для того, чтобы… следить за школьниками в соцсетях.

И вот на свет появился новый документ, утвержденный сразу двумя республиканскими министерствами, в котором расписаны «категории несовершеннолетних, подлежащих учету в организациях общего и среднего профессионального образования».

Так, в красную зону «высокого риска» предписано включить тех, кто состоит на учете в инспекции ПДН, проявляет признаки девиантного поведения, ведет себя агрессивно, вернулся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также тех, кто «участвует в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности».

Желтая зона «повышенного риска» предназначена для тех, кто регулярно прогуливает уроки, сбегал из дома, был замечен за попрошайничеством или бродяжничеством, неоднократно за полгода нарушал устав школы, проживает в семье беженцев без гражданства или с безработными родителями.

В зеленую зону «умеренного риска» попадут дети, не успевающие по учебным предметам, проживающие с мачехой или отчимом, в приемных семьях или с опекунами, а также дети из малообеспеченных семей.

- Нам недавно на родительском собрании показали этот документ. Все, конечно, напряглись, ведь в перечне критериев для определения ребенка в «зону» есть и достаточно безобидные пункты: у кого-то из родителей второй брак, кто-то малообеспечен. А, например, в нашем лицее, где очень высокие требования, можно легко получить за четверть двойку, особенно если ты недавно поступил. И все, ты неуспевающий! - переживает мама ученика одного из престижных лицеев Казани.

- Шагаем к социальному рейтингу, - оценила, в свою очередь, документ о зонах в школах казанская общественная активистка и мама троих детей Екатерина Беляева. - Главный вопрос, с какой целью вводят эти зоны. Чтобы помогать или, наоборот, принимать какие-то репрессивные меры? Ведь мы нередко видим, как семьи, где есть какие-то проблемы, начинают прессовать, вызывать на комиссии, штрафовать, пытаться отнять детей. Так что, с учетом того, как все это зачастую работает в Татарстане, документ пугающий. На выходе мы можем получить серьезное давление на семьи, в которых родители отстаивают свои права и права своих детей. Например, сейчас мы наблюдаем, как школы вводят для детей форму и вынуждают родителей покупать ее у конкретного производителя. Некоторые родители отказываются, и это могут расценить как нарушение школьного устава - ребенок попадет в так называемую желтую зону. Хотя никакого криминала в этом нет. А как дети к этому разделению на зоны отнесутся? Они же наверняка будут в курсе. Начнется стенка на стенку, красные на желтых и так далее… Сепарация общества уже со школы - это очень плохой звонок. Вместо того чтобы реально разобраться, какие у ребенка проблемы, помочь ему социализироваться, вешают ярлыки. В советской школе учителя, если с учеником было что-то неладно, в первую очередь общались с родителями (моя мама была учителем, и я знаю это не понаслышке), тихо, спокойно вырабатывали общую стратегию. Если этого оказывалось мало, привлекали родительский комитет, у которого тогда была совсем другая функция - семье, которая оказалась в трудном положении, могли помочь продуктами, вещами, трудного ребенка брали на поруки. А сейчас родкомы только сбором денег занимаются.

Вопрос, с какой целью несовершеннолетних учащихся решили ставить на учет и делить при этом на зоны, «Вечерняя Казань» адресовала авторам документа - Минобрнауки и МВД по РТ.

В минобре комментариев не дали и перевели стрелки на силовиков - дескать, инициатива «зонирования» исходила от них.

В пресс-службе республиканского МВД ответили, что цель «зонирования» благая - это одна из мер для недопущения роста подростковой преступности. Именно с этой целью еще в 2021 году два ведомства подписали Соглашение об информационном взаимодействии. Проще говоря, школы, колледжи и техникумы теперь сливают информацию об учащихся полиции.

«Путем проводимых разъяснительных бесед, встреч, лекций удалось добиться изменения отношения руководителей большинства образовательных организаций к направлению ими информации в ОВД о процессах, происходящих в их учебных заведениях, - отметили в МВД по РТ. - В результате разработки совместного «Положения об учете категорий несовершеннолетних...» максимально расширилась целевая аудитория - это учащиеся школ и студенты организаций среднего профессионального образования, требующие особого внимания. В декабре 2022 года в Положение внесли дополнения: на внутренний контроль ставятся также сторонники движения «колумбайн» и учащиеся, занимающиеся буллингом.
С лицами, состоящими на внутреннем учете, проводятся профилактические мероприятия, изучаются их связи, образ жизни, обстоятельства, способствующие проявлению деструктивного поведения, в том числе по месту учебы и проживания. Как результат, выявляются несовершеннолетние правонарушители и неблагополучные родители, подлежащие постановке на учет в ПДН, раскрываются преступления».

Педагог-психолог Алсу Салимуллина скептически отнеслась к такому способу профилактики подростковой преступности:

- Это равносильно тому, чтобы делить детей на касты. Те, кто не попадет в «зону», будут считать себя выше рангом. А у тех, кто попадет, будет ощущение, что с ними что-то не так. Подросток из-за этого может либо уйти в протест, либо замкнется в себе. К тому же в списках для определения в зоны не только асоциальные элементы, но и обычные дети с одним родителем, малообеспеченные. В конце концов, ребенок же не виноват, что его родители развелись или работу потеряли… Так что я пока не понимаю, какого результата этим хотят добиться. Если хотят помочь, это нужно делать по-другому - организовывать в школе здоровую среду, создавать условия для развития ребенка, подключать родителей, психолога, а не запугивать. К сожалению, у нас и к психологам в школах дети неохотно ходят, потому что считается: пошел к психологу, значит, какой-то ненормальный. Хотя гигиена ума и души - такой же нормальный процесс, как чистка зубов.