Русский музей приглашает казанцев на обед

Айсылу КАДЫРОВА
Русский музей приглашает казанцев на обед

«Приглашение к обеду. Поваренная книга» - так называется выставка произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которая открылась в главном здании Музея изобразительных искусств РТ. На шестидесяти полотнах - еда и все, что с ней связано: пышные застолья, скромные чаепития, меню царских обедов, пикники на обочине... Это интересная, легкая для восприятия выставка, после знакомства с которой, как после сытного обеда из шести блюд, слегка подташнивает.

ЧЕМ УГОЩАЛИ ЦАРИ

А начинается она с меню обеда в петербургском ресторане «Медведь» от 14 января 1912 года: графический лист со сказочными жар-птицами и буквами, как крендельки, оформил знаменитый художник Иван Билибин. Цены в этом меню, которое выглядит как настоящее произведение искусства, не указаны - перечислены только кушанья: поросенок по-русски, котлеты из лося по-сибирски, стерляди двинские, рябчики архангельские, куропатки кавказские, борщок малороссийский, каша гурьевская, пунш рябиновый, варенье брусничное, парфе «Нева»...
Ничуть не скромнее и меню торжественной трапезы в день коронования Николая II и Александры Федоровны от 14 мая 1896 года, его с большим изяществом оформил Виктор Васнецов. Перечисление блюд - самый маленький фрагмент этого свитка, который украшен огромными вензелями их императорских величеств, императорскими коронами, древнерусскими узорами, живописными рисунками «Венчание Михаила Федоровича на царство» и «Поднесение хлеба-соли боярами и народом царю»... Вот это меню: рассольник, борщок, пирожки, стерляди паровые, спаржа, барашек, заливное из фазанов, жаркое, каплуны, фрукты в вине, мороженое.

ПЕЙ ЧАЙ, НЕ СКУЧАЙ И МЕНЯ НЕ ЗАБЫВАЙ!

Немалая часть выставки посвящена чаю, который в России пили «с холоду», «с устатку», «с дороги», после бани... То, что довольно продолжительное время это один из незаменимых напитков в нашей стране, видно, к примеру, по картинам «Купец, пьющий чай» (1869) Ивана Кудрина и «За столом. Портрет художника Чагелашвили» (1979) Виктора Русанова. Стоит обратить внимание и на «Чаепитие» (1911) Алексея Моргунова, где изображен пьющим чай довольно крупный мужчина, случайным образом похожий на писателя Сергея Довлатова.

Художник Моргунов - одна из интереснейших фигур в нашей культуре. Внебрачный сын пейзажиста Алексея Саврасова, талантом он обладал не меньшим, но, как и отец, был болен алкоголизмом и склонен к запоям. Примыкал к радикальной группе русских художников «Бубновый валет», в историю искусства вошел как один из основателей «феврализма» - борьбы с разумом. Начало феврализму было положено на публичном диспуте «Бубнового валета» в феврале 1914 года в зале Политехнического музея в Москве. Моргунов и его друг Казимир Малевич пришли на диспут с прикрепленными на лацканы пиджаков деревянными ложками. Также известно, что председательствовавший Петр Кончаловский был вынужден закрыть собрание после слов Моргунова: «У меня от доклада Тугендхольда сделалось расстройство желудка, притом утомил, дурак!» (Яков Тугендхольд - художественный критик, искусствовед. - Прим.) Затем февралисты отправились гулять по Кузнецкому мосту, а их фотографии с ложками попали во все местные газеты...

Творчество Петра Кончаловского, кстати, тоже представлено на выставке «Приглашение к обеду»: в Казань привезли его картину со все объясняющим названием - «Всякая снедь». Жаль, что одно из самых знаменитых «гастрономических» произведений этого художника - полотно «Миша, сходи за пивом!» - хранится в частной коллекции, а не в собрании Русского музея. Оно бы очень украсило экспозицию.

И РЫБА, И МЯСО

Отдельный зал выставки посвящен закускам. «Селедки» (1960) Виктора Смирнова, «Натюрморт с ветчиной» (1924) Юрия Пименова, «Лук-порей» (1940) Владимира Татлина, «Селедка и лимон» (1920 - 1922) Зинаиды Серебряковой... Экспонируется и любопытная информация о знаменитой закуске «сельдь под шубой». Оказывается, в свое время считалось, что сельдь в этом салате олицетворяет любивший ее пролетариат, свекла - красное знамя, картофель - крестьянство, соус провансаль напоминает о Великой французской революции, а аббревиатура ШУБА расшифровывается как «шовинизму и упадку - бойкот и анафема».

Ничуть не меньше «рыбного ряда» на этой выставке ряд мясной. Запоминаются миниатюрная, в нежных розоватых тонах картина «Мясник» (1928 - 1935) Натана Альтмана и довольно крупная и «грубая» работа Алексея Штерна «Владимирский рынок («Под музыку Вивальди»)» (2004). Алексей Штерн - наш земляк: родился в Казани. Он известен не только как художник - еще как театральный режиссер, актер и педагог. В картине «Владимирский рынок...» виден его метод: изначально на холсте он «рисует» толстым слоем гипса, потом его раскрашивает. Шершавость трескающегося со временем гипса и придает картинам грубость. Во «Владимирском рынке...» притягивают и одновременно отталкивают выпуклые головы убитых свиней на заднем плане, на переднем - торговцы, добродушные и толстые Он и Она. Причем не сразу заметно, что из уха мужчины к голове женщины тянется тонкий проводок...

ЧАК-ЧАК И ЧИПСЫ В РАЗНЫХ ЗАЛАХ

Воодушевившись «гастрономическим» проектом петербургского музея, наш музей смонтировал экспозицию «Рэхим итегез!»: натюрморт, жанровая картина, фарфор и серебро из собрания ГМИИ РТ. Она примыкает к большой выставке Русского музея. И по «калорийности» ей ничуть не уступает. Чего только стоит гигантское полотно Ильи Машкова «Советские хлебы» (1936)! Или триптих Евгения Зуева «Снедь татарская» (1978), объединяющий необыкновенно яркие картины «Чай и чак-чак», «Катык» и «Эчпочмак и перемячи».

Прийти в себя после этого торжества изобилия не так-то легко. Лучше всего это сделать в соседнем с экспозицией «Рэхим итегез!» зале, где экспонируются произведения иностранных художников. А именно у картины неизвестного голландского мастера середины XVII века «Портрет семьи за столом». Все члены этой большой семьи с одинаково постными лицами явно пропагандируют умеренное питание: на их столе всего по чуть-чуть. Есть даже чипсы на маленькой тарелочке, что, конечно, поразительно: надо же, в 1649 году в Голландии ели чипсы!..

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.