РЖД займется распилом в заповедниках Татарстана

Марина ЮДКЕВИЧ
РЖД займется распилом в заповедниках Татарстана

Казанцев пригласили поучаствовать в общественных слушаниях по проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) "Москва - Нижний Новгород - Казань", предполагающему масштабную вырубку лесов в татарстанских заповедниках и на Лебяжьем. Однако большинство недовольных такими планами вряд ли смогут воспользоваться этим приглашением: слушания в Миндортрансе РТ назначены на 10 часов утра 30 июля, в рабочий день.

На минувшей неделе Миндортранс РТ опубликовал подготовленные РЖД материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) своего очередного амбициозного проекта: строительства ВСМ "Москва - Казань - Екатеринбург" в границах Татарстана. Каждый ее километр обойдется более чем в 1,1 млрд рублей, т.е. примерно вдвое дороже, чем обходится такое строительство, например, в Китае. Обещают, что новая дорога будет открыта к чемпионату мира по футболу в 2018 году, и тогда из Москвы в Казань на поезде можно будет доехать за 3,5 часа вместо 14.

"Гринпис России" уже заявил о "крайней экологической опасности проекта". Причем, по оценке этой природоохранной организации, "наиболее вопиющая ситуация с прокладкой ВСМ складывается в Республике Татарстан". Из материалов ОВОС следует, что в зону землеотвода под магистраль попадут - а значит, будут вырублены, - от тысячи до двух тысяч гектаров лесов.

Хотя разработчики проекта ВСМ предложили на выбор три основных варианта ее прокладки, все они предполагают гибель заповедных зон, подчеркивает "Гринпис". В зависимости от варианта, который будет выбран, в Татарстане значительно пострадают от пяти до девяти особо охраняемых природных территорий.

- Вариант, который считает предпочтительным сам заказчик ("Дочка" РЖД - ОАО "Скоростные магистрали". - "ВК"), проложен по территории Волжско-Камского биосферного заповедника, включающего в себя Раифский заповедник, - объясняет татарстанский представитель Социально-экологического союза Неля Биктимирова. - Другие варианты затрагивают Национальный парк "Нижняя Кама". Три варианта, включая рекомендованный заказчиком, должны пройти по Лебяжьему, единственному крупному лесному массиву Казани.

Кроме этого, под трассу различных вариантов дороги попадают несколько региональных заказников и памятников природы, в частности, заказники "Голубые озера", "Свияжский", "Ленино-Кокушкинский"...

Неля Биктимирова говорит, что конкретная площадь лесов, которые при этом будут вырублены, в предлагаемых для обсуждения материалах РЖД  не называется, "но по прилагаемым схемам видно,  что это значительные площади":

- Даже сам разработчик проекта ВСМ признает "вероятность существенного негативного воздействия ВСМ на ряд особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан". При этом строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали на особо охраняемых природных территориях, а также в защитных лесах зеленых зон прямо запрещено действующим законодательством!

Эколог обращает внимание на дату и время общественных слушаний: "Не случайно их назначили на время, когда большинство людей, которые могли бы возразить против проекта, будет на работе... Но еще в течение месяца со дня слушаний можно отправить свои предложения и замечания разработчикам".

На просьбу спрогнозировать, смогут ли законодательные запреты и мнение граждан повлиять на осуществление проекта РЖД,  Неля Биктимирова признается, что "прогнозы плохие, учитывая, что вообще в России происходит: ради масштабных проектов либо пренебрегают законом, либо закон меняют. Но от активности граждан все-таки может зависеть многое...".

Фото с www.hsrail.ru