"С музыкой у продюсера всегда очень личные отношения..."
Звукорежиссер и продюсер из Германии Филипп Нидель (Philipp Nedel) побывал в минувшие выходные в Казани. Лауреат премий "Grammy" и "Echo", постоянный партнер студий "Decca", "Deutsche Grammophon", "EMI", "Sony Music" и "Onyx" приехал по приглашению главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского. Именно в сотрудничестве с г-ном Ниделем маэстро Сладковский желает реализовать проект "Запись антологии музыки татарстанских композиторов".
Мы беседовали с Филиппом Ниделем в субботу, а понять друг друга нам помогла переводчик Александра Нагорнова.
- Знали ли вы хоть что-то о Симфоническом оркестре Татарстана до приезда в Казань?
- Ранее? Нет. И это именно та причина, по которой я здесь. Я приехал, чтобы лично познакомиться с Александром Сладковским, послушать его репетицию с главным оркестром Татарстана и посетить концерт, где ваши музыканты будут выступать с баритоном Хворостовским. Предварительно, еще до моего приезда, мы говорили с маэстро Сладковским о проекте в целом: о произведениях, которые будут выбраны для антологии "Музыка татарстанских композиторов", о времени, которое мы рассчитываем потратить на эту работу...
- Вы сотрудничаете с Нью-Йоркским филармоническим и Чикагским симфоническим оркестрами, с пианистом Денисом Мацуевым... Насколько вам интересна запись национальной музыки, ведь это специфическая область?
- Я думаю, что это захватывающе! И это также одна из причин моей заинтересованности в этом проекте с самого начала. Большая часть моих работ - это мэйнстрим классической музыки: Моцарт, Бетховен, Брамс... Это великие композиторы, и я рад, что занимаюсь ими со своими знаменитыми партнерами. Но в данный момент я счастлив, что появилась возможность исследовать и другие сферы классической музыки. Я могу сказать, чего я ожидаю от этого проекта. Музыка татарстанских композиторов исполняется на традиционных, если можно так выразиться, инструментах симфонического оркестра. Звучат скрипки, тромбоны, литавры... Но это абсолютно другой звуковой мир! Это локальное воздействие, это очень специфично, в этом есть очень сильная связь исполняемой музыки именно с вашим оркестром... Это замечательный проект. И я готов его начать.
- Дайте, пожалуйста, справку о компании, которая будет производить запись?
- Компания "B-sharp", вот ее адрес в Интернете: http://www.b-sharp.biz/en/studio/ Это прекрасная компания, но очень маленькая: в ней работают всего пять человек. Я всегда говорю, что невозможно продюсировать музыку так, как вы продюсируете что-то другое. С музыкой у продюсера всегда очень личные отношения, это требует времени, внимания к деталям. Поэтому вместо того, чтобы делать десять проектов в месяц, мы оставляем в работе около трех проектов, и это самое большее. Офис компании находится в Берлине, там же - огромная студия. Но большинство наших работ происходит в разных точках земного шара - обычно там, где музыканты непосредственно выступают. Так произойдет и с Симфоническим оркестром Татарстана. Это более экономично - выехать небольшой командой звукозаписи из трех человек к оркестру, а не наоборот - вести ради записи целый оркестр в Берлин. На время записи мы создаем в концертном зале студийные условия, производим запись, затем пакуем аппаратуру и возвращаемся обратно в Берлин.
- Каким образом будет проходить отбор произведений для антологии?
- Я лишь консультант в этом вопросе, окончательное решение будет принимать Александр Сладковский. Может быть, он попросит моего совета, но я не специалист в области музыки современных композиторов Татарстана. Я знаю лишь некоторые произведения... Кстати, мы обсуждали включение в эту запись произведений Сергея Рахманинова. Он ведь не раз выступал в Казани, в вашем городе его музыку очень любят... Могу вам сказать, что мы собираемся записать комплект из трех или четырех дисков. Они дадут замечательный обзор музыки Татарстана: произведения, которые многие знают; сочинения, которые мало кто знает; музыка, которую мы хотим узнать... В антологию войдут захватывающие вещи, думаю, что именно подобное смешение будет отличать этот проект от любого другого. Я думаю, это будет только начало, мы сможем продолжать этот проект.
- Это долгий процесс. Когда диски увидят свет?
- У нас очень четкая временная линия. Самое позднее, когда вы сможете держать в руках эти диски, это июнь 2013-го года. Мы подразумеваем, что период звукозаписи будет проходить во втором полугодии 2012 года, может быть - с августа по ноябрь. Мы закончим эти записи так скоро, как только сможем, в начале 2013-го надеемся получить мастеринг. Но диски должны быть готовы к Универсиаде 2013 года.
- Господин Нидель, скажите, почему вы занялись продюсерской деятельностью?
- Понимаете, я в каком-то смысле музыкант: учился играть на фортепиано и саксофоне, но не с амбицией стать исполнителем - это была часть моего обучения на звукорежиссера. Меня всегда интересовала работа с музыкой, музыкантами, партитурами, технологиями... Кабели, микрофоны, микшеры - это чудесная комбинация. Эта работа подразумевает в том числе и путешествия, а я люблю путешествовать, люблю сложные задачи, люблю находить решения в безвыходных ситуациях. Мы записывались в самых разных условиях. К примеру, один проект пришлось записывать в Турции, в пустыне, где не было абсолютно ничего. Это не имеет прямого отношения к музыке, но это то, что мне нравится делать. Ты никогда не знаешь, что случится, надо быть готовым ко всему, это вдохновляет меня и захватывает в каждом проекте...
Беседовала Наталья ЛУКИНА.