Шамовской больнице подписали приговор
Без обсуждения с горожанами решилась судьба Шамовской больницы - объекта культурного наследия республиканского значения. Неделю назад он был продан: на горнолыжной базе "Казань" в рамках международного зимнего форума Invest in Tatarstan был подписан предварительный договор между его нынешним собственником - ОАО "Корпорация развития РТ" и малайзийской компанией Aliran Adaman, пожелавшей сделать из старой больницы новый пятизвездочный отель. Ну вы понимаете: в Казани больниц уже более чем достаточно, в них палаты пустуют, а вот в гостиницах высшего разряда ощущается такая нужда, что заезжему миллионеру переночевать негде.
Шамовская больница - одно из немногих уцелевших до сего дня старинных зданий, которые, казалось, навечно вписаны в историю Казани в своем историческом предназначении. Ее на средства известного купца и мецената, старовера Якова Шамова, начал возводить в 1907 году в Осокиной роще архитектор Константин Олешкевич. Поговаривали тогда, что купец вложился в общественную больницу не вполне добровольно, а в качестве компенсации за поставку порченой муки для армии. Но есть и другая версия: тяжело больной Шамов хотел построить церковь, а домашние врачи убедили его, что строительство больницы - не менее богоугодное дело. Спустя год купец скончался, но его вдова больницу весной 1910 года достроила.
В Гражданскую Шамовская больница крепко пострадала от артобстрелов, но уже в 1919 году ее отремонтировали и открыли там 1-ю городскую клиническую больницу. Казанцев косили тиф и холера, так что клинику перепрофилировали в инфекционную. Но уже в 1920-м вернули ей "универсальное" назначение, открыв в здании 2-ю Советскую больницу из трех отделений: терапевтического, глазного и хирургического. А спустя месяц она стала клинической базой медицинского факультета Казанского университета, и там появились три госпитальные клиники: по хирургии, внутренним болезням и болезням лор-органов.
Почти сто лет Шамовская больница выполняла свое предназначение. Но даже у построенного на совесть здания есть предел прочности: за два года до столетия, в июне 2008-го, ее деятельность была приостановлена Роспотребнадзором в связи с плачевным состоянием. Об этом на совещании в мэрии сообщил тогдашний глава Вахитовского района Руслан Шакиров - из его слов следовало, что в 2009-м здание начнут ремонтировать.
Однако за четыре с половиной года дело до ремонта так и не дошло. Зато с тех пор здание Шамовской больницы было перепродано не единожды. В 2010 году вместе с парком отошло к минземимущества, которое в сентябре 2011-го учредило ООО "Шамовская больница" с уставным капиталом в 242 млн руб., но уже через полгода, весной 2012-го, признало собственника неэффективным и приступило к его ликвидации. И все тот же Руслан Шакиров, который в качестве главы района обещал отремонтировать Шамовскую больницу, уже в качестве замруководителя исполкома сообщил журналистам, что архитектурный памятник выкупило ОАО "Корпорации развития РТ" (созданное в августе по инициативе Агентства инвестиционного развития РТ для взаимодействия с внешними инвесторами и реализации инвестиционных проектов в области недвижимости). Цель выкупа была обозначена как "восстановление"...
Казань уже имеет без малого сотню гостиниц и отелей - на любой вкус и кошелек. И места в них есть всегда. Кто-то возразит, дескать, грянет Универсиада, а потом футбольный чемпионат - яблоку упасть будет негде. Но чемпионаты проходят, а больницы всегда нужны.
Кто-то скажет: старое здание с деревянными перекрытиями не соответствует современным требованиям к больничным зданиям. Но и на это есть что возразить. В "ВК" вчера позвонил заслуженный врач РТ, хирург Джаудет Гафуров, беспредельно возмущенный, что у горожан отняли историческую больницу:
- Я дежурил там студентом, а потом проработал больше 15 лет. Начинал, когда там оперировали еще американскими инструментами, полученными по ленд-лизу. Это не просто старые стены, а стены, в которых ковалась Победа в Великой Отечественной - тогда там был госпиталь. Это стены, в которых работали известнейшие врачи! Клиника носила имя первого татарского профессора медицины Абубекира Терегулова. А нашего гематолога Горяева, придумавшего сетку для определения форменных элементов крови, знает весь мир! Терапевтическое отделение Шамовской носило имя Горяева - там до сих пор табличка висит... Разве можно отдавать эти стены под развлечение, отдых туристов? Можно же найти достойное применение, разместить в них, к примеру, медицинский центр. Это реально. В Германии, это все шамовцы знают, до сих пор работают две клиники, построенные по такому же проекту. Там умеют уважать историю.
Гафуров говорит: обидно, когда у города отнимают исторические больницы, оскорбительно, когда уничтожают нашу историческую память, и с этим нельзя мириться. "Пикеты, - говорит он, - надо устраивать, надо показать, что у нас на этот счет есть свое мнение".
В защиту памятника архитектуры республиканского значения мог бы высказаться минкульт, но мнение сотрудников этого ведомства и вовсе нет смысла спрашивать, если вспомнить, сколько памятников с их молчаливого согласия в последние годы уничтожено, разорено, "перепрофилировано" до неузнаваемости.
Были в Казани меценаты, да кончились. Шамов - один из последних, а нынешним владельцам татарстанских нефтяных корпораций, продуктовых империй, молочных рек и прочих "кисельных берегов" широты размаха хватает лишь на собственные дворцы.
О том, что детищу Шамова угрожает "перестройка" в духе нашего насквозь коммерциализированного времени, казанцы стали догадываться год назад, заметив начавшуюся вырубку деревьев в овраге Шарной горы, за корпусами КГАСУ, и бульдозеры на дне оврага. Теперь-то понятно: в обход рощи Фрунзе - старого парка, окружающего Шамовскую больницу, строят дорогу, с тем, чтобы рощу с историческим зданием огородить и закрыть от "посторонних", то есть от нас с вами. Получается, все было решено еще год назад?
Остается добавить, что малайзийская компания уже приступила к работе над проектом отеля, объявила сумму инвестиций - 20 млн евро и создала в РТ дочернюю фирму для реализации проекта. По словам руководителя агентства инвестиционного развития РТ Линара Якупова, это займет два-три года, но фасад здания "восстановят" уже к Универсиаде. В Шамовской больнице пока целы и окна, и двери, и лестница великолепная сохранилась, но дни "старых стен" сочтены.