«Школа мало дает и много отнимает»: после трагедии в Ижевске родители школьников в Татарстане снова задумались о преимуществах семейного образования

Юлия ШАМСУТДИНОВА
«Школа мало дает и много отнимает»: после трагедии в Ижевске родители школьников в Татарстане снова задумались о преимуществах семейного образования

Новая волна интереса к семейному образованию, когда ребенок не ходит в школу, а постигает науки дома с помощью родителей, репетиторов и онлайн-ресурсов, поднялась в Татарстане после недавней трагедии в Ижевске. «Это вариант для тех, у кого нет лишних детей», - приходят к выводу родители школьников в Казани, еще не успевшей оправиться после расстрела в 175-й гимназии. В свою очередь чиновники от образования и силовики опасаются неуклонного роста числа детей, которые учатся дома, а не в школе - таких в республике уже больше трех тысяч, и родители продолжают забирать документы.

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ

После трагедии в ижевской школе № 88, где жертвами обезумевшего выпускника стали 17 детей и взрослых, родители школьников по всей стране задумались о том, что школа - не самое безопасное место для детей и нет никакой гарантии, что, проводив ребенка утром на занятия, вечером ты увидишь его живым и здоровым. Заборы и пожилые охранники у входа - скорее иллюзия защиты, неспособная в реальности предотвратить нападение вооруженных террористов.

В одной из школ Нижнекамска отцы учеников решили взять дело охраны детей в свои руки и организовали дежурства - каждый день у входа в учебное заведение теперь стоит крепкий мужчина-доброволец. Но многие жители Татарстана отнеслись к такой общественной инициативе скептически: мол, даже если у школы встанут сразу десять отцов, что они смогут сделать против одного вооруженного до зубов отморозка? Сами же первыми и полягут.

«Единственный вариант в наше неспокойное время - это переводить ребенка на семейное обучение. Мы с мужем сейчас занялись изучением этого вопроса вплотную, хотя раньше такой мысли даже не возникало - уж очень много подводных камней, сложностей. Но главное, что ребенку дома ничего не будет угрожать. В общем, это вариант для тех, у кого нет лишних детей», - делятся мнением казанцы в родительских группах.

Отметим, что семейная форма обучения предусмотрена Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 2012 года, при этом активно забирать детей из школ родители начали в последнюю пятилетку. Весьма вероятно, что этому поспособствовали и трагические события в учебных заведениях. Рост желающих получать «семейное образование» происходит едва ли не в геометрической прогрессии. Так, если в 2017 году в Татарстане было 600 «семейников», осенью 2018-го их число достигло 1000 человек, а в начале 2022-го перевалило за 2000.

Как пояснили «Вечерней Казани» в Минобрнауки РТ, переход на семейное образование по решению родителей (законных представителей) с учетом мнения самого ребенка возможен на любом этапе учебного года, при этом министерство совместно с муниципальными органами управления образованием осуществляет мониторинг ситуации с семейным образованием и подбивает статистику дважды в год - 31 мая и 5 октября.

- По результатам последнего мониторинга в мае число детей, осваивающих программы начального, основного и среднего общего образования в семейной форме составило по Татарстану 3071 человек, - озвучила данные «ВК» руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова (статистику по Казани в городском управлении образования нам пока не предоставили).

А ПОЛИЦИЯ - ПРОТИВ

Конечно, растущая популярность семейного образования несколько пугает чиновников - этак, глядишь, и школы скоро не понадобятся. В минобре регулярно отмечают, что у детей, которые не посещают школу и воспитываются в изоляции от ровесников, возникают проблемы с социализацией. Кроме того, по данным министерства, результаты итоговой аттестации у «семейников» хуже, чем у обычных учеников. Оглашая минувшим летом итоги сдачи ЕГЭ, глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин сообщил, что пять выпускников, обучавшихся в семейном формате, не явились на госэкзамены.

- Видимо, ребята растерялись и решили просто не идти. А ходили бы в школу, как все остальные, им бы не дали разволноваться, - сделал выводы министр.

Не доверяют семейному образованию и силовики - глава МВД по РТ Артем Хохорин еще три года назад высказывал озабоченность по поводу «бегства» детей из школ, объясняя, что «воспитание в закрытой среде и уход от общества способствуют формированию из таких детей экстремистов». А в феврале этого года прокурор республики Илдус Нафиков заявил, что хотя семейная форма образования и разрешена законом, применять ее на практике следует лишь в крайних случаях.

Но как бы ни убеждали представители власти, что лучшего места для получения знаний, чем школа, не найти, родители школьников в Татарстане, судя по статистике, все больше склоняются к другому мнению.

«ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В СТРАХЕ»

По мнению активистки Родительского сообщества Татарстана (РоСТ) Раи Демидовой, причин забирать детей из школ у родителей немало.

- Стрельба в керченском колледже, нашей 175-й гимназии, Пермском университете, в ижевской школе. Конечно, людям становится по-настоящему страшно за детей. Но дело не только в страхе, - отмечает Демидова. - Обучение в среднестатистической школе некомфортно даже для здорового ребенка. СанПиНы о предельно допустимой нагрузке, о максимальном количестве детей в классе и прочее повсеместно нарушаются, обстановка в школах не очень дружелюбная по отношению к детям и родителям, при этом непосредственное овладение учебной программой все равно происходит дома, а не в школе. Часто на семейное образование переводят детей, у которых проявились творческие или спортивные способности. У них внешкольная нагрузка очень высокая, поэтому школьную родители стараются свести к разумному минимуму, дома это сделать легче, чем в школе.

Активистка РоСТа привела пример - после отмены в школах республики обязательных уроков татарского языка в учебных планах появился предмет «родной язык» (какой язык изучать детям в качестве родного, решают родители).

- В обязательной части учебного плана предусмотрены три урока родного языка в неделю. Однако русскоязычному ребенку отдельный предмет «родной русский язык» в придачу к просто «русскому языку» не нужен. Но, несмотря на новый ФГОС, позволяющий с этого года не изучать данный предмет в 1 - 5-х классах школ с русским языком обучения, школы продолжают навязывать детям и родителям уроки родного языка. Это дает возможность части детей изучать татарский язык, но крайне неудобно для русскоязычных. Бодаться со школой и чиновниками у родителей чаще всего желания нет, поэтому они выбирают семейное образование, чтобы изучать те предметы, которые действительно нужны, - объясняет Рая Демидова.

«ПУГАЛИ, ЧТО НЕ ПОСТУПИТ В ВУЗ»

- После того, как моя старшая дочь два года проходила в школу, мы пришли к выводу, что школа слишком мало дает ребенку и слишком много отнимает, - рассказала корреспонденту «ВК» мама двух дочерей 8 и 12 лет Ляйсан Касимова. - Конечно, если бы мне кто-нибудь раньше сказал, что мои дети будут учиться дома, я бы покрутила пальцем у виска. Ведь мы хотели, чтобы все было как у людей! Чтобы с букетом 1 сентября, чтобы хорошие, любимые учителя. Однако на деле получили скудные знания и тотальные мучения. Полдня дочка - в школе, потом дома делает уроки, при этом выясняется, что она ничего не понимает, ничего не знает. В итоге ребенок фактически целый день посвящает учебе, у него формируется к ней стойкое отвращение и ощущение собственной неполноценности. Все поменялось, когда мы решили попробовать отказаться от услуг школы и взять ответственность на себя. Ребенку стало хватать два с половиной часа в день, чтобы усвоить материал школьной программы, и учится она с интересом. А остальное время может заниматься чем угодно! Но родители должны понимать, что обратная сторона свободы от школы - это ответственность. За то, какое образование получит ваш ребенок, придется отвечать вам.

- Мы перешли на семейное образование, когда сын учился в 9-м классе. Все друзья и знакомые смысла такого шага не поняли и пугали, что сын не поступит в вуз, - рассказала мать нынешнего первокурсника университета Мария Уткина. - В итоге сын достойно сдал ЕГЭ, получил золотую медаль и поступил в вуз на бюджет. Программу он осваивал с помощью Интернета и репетиторов. Желающим перейти на семейную форму образования рекомендую изучить всю нормативную базу, оценить свои финансовые возможности, но не надеяться только на репетиторов, а самим заниматься образованием своего ребенка.

Алиса Хакимуллина приняла решение перевести ребенка на семейное образование после прошлогоднего ЧП в 175-й гимназии - племянница женщины находилась там во время стрельбы и чудом осталась жива.

- После этого я не могла успокоиться несколько месяцев, мне постоянно снились кошмары с выстрелами и похоронами, - признается Алиса. - Моя дочь тогда закончила первый класс, и я, оценив расположение кабинетов для младших классов на первом этаже их школы, взглянув на дедушку-охранника у входа, поняла, что не готова доверить жизнь своего ребенка школе.

Сейчас дочь Алисы занимается с мамой и репетиторами. Женщина отмечает, что ребенок поначалу расстраивался, что больше не увидит своих одноклассников, но недостаток общения со сверстниками восполнили дополнительные занятия.

- Дочка занимается танцами, учится играть на скрипке, там у них сформировался круг общения по интересам. Конечно, у семейного образования есть и минусы - все время нужно контролировать ребенка, чтобы он занимался, не отлынивал, проверять полученные знания. Зато я всегда знаю, где сейчас мой ребенок и что ему ничего не угрожает, - довольна мама.