Школьные "лекарства" для борьбы с ДЦП и авариями

Светлана ПАПЧЕНКО
Школьные "лекарства" для борьбы с ДЦП и авариями

Электронные игры для развития моторики у больных ДЦП разработали учащиеся IT-лицея КФУ. После испытания игрушек в детском реабилитационном центре "Апрель" юным изобретателям посоветовали упростить разработку.

Собрать из разных колец пирамидку, наполнить стакан водой и разложить мячи в кольца движением одной руки позволяет разработка казанских лицеистов. При создании своих игр мальчишки 14 - 15 лет использовали новейшие мировые разработки, в частности технологию Motion capture, которая широко используется создателями анимационных фильмов. Актер надевает костюм со специальными датчиками, те фиксируют все его движения и мимику, которые затем ложатся в основу придуманного художниками образа.

Для электронных игр, сделанных в IT-лицее, спецкостюм не нужен. С помощью специальной кинект-приставки за движением руки игрока следит инфракрасный луч и передает эти движения на монитор или на экран. Руководитель проекта 19-летний педагог-организатор лицея Динар Сафин объясняет, что эта технология позволяет развивать моторику рук  пациентам с диагнозом "детский церебральный паралич".

В детском реабилитационном центре "Апрель" разработку школьников первыми испытали на себе взрослые. "Мы могли бы использовать эти игры для занятий, но сначала их нужно немножко переделать, - говорит методист центра Фируза Луконина. - Эти игры рассчитаны на больных детей с сохранным интеллектом, а у нас не все такие. Детям с тяжелой формой заболевания сложно сопоставить движение рукой и действие на экране, да и руку-то не все дети могут поднять..."

В доработке, по мнению разработчиков, нуждается и "умный электромобиль", который всего за две недели собрали учащиеся гимназии №19. Транспортное средство игрушечных размеров из рамы веломобиля и листов картона способно удивить и бывалых автомобилистов. Электромобильчик безопасен для окружающих, поскольку сам глушит двигатель и тормозит перед любым препятствием. За это отвечает датчик, который с помощью ультразвука определяет расстояние до ближайшего объекта по ходу движения - будь то впереди идущий автомобиль в пробке или выскочивший на проезжую часть пешеход. На опытном образце гимназисты задали опасное расстояние в 50 сантиметров, однако при желании его можно как увеличить, так и уменьшить.

- Пятиклассники делали каркас из фанеры, восьмиклассники - электроцепь, цель была - дать возможность реализовать знания, полученные на разных уроках, - объясняет учитель технологии гимназии №19 Алмаз Сафин. -На следующем этапе будем дорабатывать кузов, продумывать аэродинамику авто и эргономику управления - куда и какие клавиши управления удобнее поместить.

Выпускать маленький автомобильчик на большую дорогу не планируется, но не исключено, что ему найдут применение в автогородке гимназии, где проходит обучение Правилам дорожного движения. На час поездок электроаккумулятора вполне хватает - при условии, что водитель весит не больше 50 кг.