«Шурале» - перезагрузка: в казанском театре «Экият» превратили злого духа в добряка

Ольга ЮХНОВСКАЯ
«Шурале» - перезагрузка: в казанском театре «Экият» превратили злого духа в добряка

Не иначе как триллером можно назвать постановку Татарского театра кукол «Экият» «Shurale: новая фантазия»: здесь нашлось место и полтергейсту, и наводящим ужас оборотням. Побывав на премьере спектакля, корреспондент «ВК» заметила, что маленькие зрители, наблюдая за происходящим на сцене, жмутся от страха к родителям. Но знаменитый однорогий черт-мутант в итоге оказался вовсе не так страшен, как его малевали. Под написанную 75 лет назад к балету «Шурале» музыку Фарида Яруллина он предстал в образе милейшего и добрейшего существа, которого за красоту души полюбила прекрасная девушка-птица.

Перезагрузка старого мифа о лесном чудище Шурале соединила в себе несколько жанров: театр кукол, балет и драма. И здесь все не так, как в сказке, которую мы читали в детстве. Из сюжета исключен Батыр - юноша-дровосек, проучивший вредного лешего. А сам леший - вовсе не злой, а добрый лесной дух, хранитель народных традиций и культуры. И заканчивается сказка по-другому: между Шурале и девушкой-птицей Сююмбике вспыхивает большая любовь.  



-  В древности люди верили в таинственных существ - Шурале, пэри, джиннов, албасы и прочих, при этом каждое из них имело свое предназначение. Наши предки считали, что Шурале - защитник леса. Сегодня уже никто не верит в его существование, ну разве что маленькие дети, он всего лишь герой сказки. И я подумал: что этот персонаж может охранять сейчас? Может быть, татарскую народную культуру? - пояснил корреспонденту «ВК» свой замысел о перезагрузке старого мифа режиссер Ильгиз Зайниев. - Скажем, есть где-то в городе дом с волшебной дверью, которая открывает вход в таинственный лес. И в той чаще обитает Шурале и веками собирает и хранит культурные ценности татар.  



Героев старой сказки по-новому исполняют не куклы, а люди: артист Камаловского театра Ильдус Габдрахманов (Шурале) и актриса театра «Экият» Ляйсан Миннахметова (Сююмбике). Они много танцуют, хореография - их главный язык, поэтому даже тем, кто не владеет татарским, все предельно понятно.



Сюжет спектакля начинается с того, что девушка из наших дней (на самом деле это лесная птица Сююмбике, заблудившаяся во времени и пространстве) случайно попадает в заброшенный дом, где пылятся стопки давно не читанных книг, чемоданы со скарбом, железная кровать, резной шкаф, он же - портал во времени. В доме бушует полтергейст: в воздухе сами по себе пляшут книжные страницы, в шкафу оживает и начинает танцевать ветхий плащ. Затем из него «вылупляется» Шурале, он кажется немного растерянным и жалким, ведь в современном мире его никто не вспоминает и тем более не боится. Девушка пугается лешего и пытается сбежать, но входную дверь намертво оплетает плющ, который в древности наделяли магическими свойствами.  



Пытаясь расположить к себе нежданную гостью, Шурале показывает ей фокусы и чудеса. То у него в руке оживает и пульсирует цветок, то крышка чемодана превращается в резное окошко деревенской избы. Затем герои извлекают из старинных сундуков расписную шаль, украшения, различную утварь, музыкальные инструменты. Оказывается, Шурале ищет волшебное перо: лесной дух хочет вернуть прекрасной девушке ее крылья, о которых она забыла в своей земной жизни. Затем все эти этнографические сокровища исчезают в бездонном шкафу, из чрева которого вдруг выбивается столп света - потусторонний портал открыт! Парочка смело перешагивает порог и оказывается в колдовском диком лесу, где все не так, как в земной жизни - деревья растут кронами вниз, чудные белые птицы кружат над ними и болтают на человеческом языке, а из кормушек сыплется золотой дождь. Очарованный зритель в итоге перестает различать, где явь, где сон. За эти волшебные ощущения следует поблагодарить художника-постановщика спектакля Сергея Рябинина.



В путешествии по сказочной чаще пара влюбленных встречает довольно страшную, словно сотканную из кружевной паутины старуху на пуантах, напоминающую еще одно мифическое существо татарских легенд - Убыр. Но и убыриха в спектакле олицетворяет не зло, а добро, напутствуя героев.

- Мы ассоциировали этот образ с выдающейся балериной ХХ века Нинель Юлтыевой, - пояснила «ВК» хореограф-постановщик спектакля Салима Абрахманова. - Она  бесподобно исполняла партию Сююмбике в балете «Шурале» на сцене театра имени Джалиля, и это наш знак признательности выдающейся артистке.

Фото автора