«Сказали, что мы здесь на птичьих правах»: беженцам из Мариуполя в казанском хостеле предложили потесниться ради гастарбайтеров из Узбекистана

Юлия ШАМСУТДИНОВА
«Сказали, что мы здесь на птичьих правах»: беженцам из Мариуполя в казанском хостеле предложили потесниться ради гастарбайтеров из Узбекистана

Предложили «уплотниться» и разделить 10-метровые комнаты с гастарбайтерами из Узбекистана беженцам из Мариуполя в казанском хостеле «Второй дом». «Мы ничего не имеем против гастарбайтеров и понимаем, что хостелу надо зарабатывать, но ведь за наше проживание им тоже платят власти. Почему мы должны делить кровати с чужими людьми? Только-только успели обжиться, быт наладить», - сокрушаются беженцы. А сотрудники хостела заносят к ним на этаж дополнительные кровати и грозят не желающим уплотняться Росгвардией.

55-летний Игорь Первой с женой, 16-летним сыном и котом Кешей приехал в Казань из разрушенного Мариуполя 4 апреля прошлого года. Их семью и еще 34 человека поселили на втором этаже четырехэтажного хостела «Второй дом» на улице Вагапова, предоставив в распоряжение каждой семьи 10-метровую комнату с душем и туалетом. Кто-то проживает в такой комнате один, например бабули-пенсионерки, а кто-то - семьей из пяти человек.

Игорь говорит, что в Мариуполе у них было две квартиры - трехкомнатная и однокомнатная, от которых не осталось ничего. Ладно хоть документы уцелели. Сейчас мужчина уже оформил российское гражданство, работает в IT-парке, его жена трудится в детском центре, сын учится в техникуме. Конечно, начинать жизнь с нуля беженцам непросто, но они не жалуются - жить-то все равно надо, думать о будущем детей.

Изначально мариупольцев заселяли в казанский хостел на два месяца, затем продлили срок, сейчас они имеют временную регистрацию до 1 апреля 2023 года. Проживание во «Втором доме» и трехразовое горячее питание из столовой в соседнем здании беженцам оплачивает правительство РТ.


Предоставив кров приезжим из ДНР, хостел продолжает заниматься коммерческой деятельностью, заселяя на другие этажи туристов из других городов и гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Буквально неделю назад одну из комнат на первом этаже, предназначенную для игр детей постояльцев, переделали в дополнительную спальню. Беженцы отнеслись к этому с пониманием - печально, конечно, что дети после садика и школы вынуждены сидеть по своим комнатам или бегать по пустым коридорам, но надо так надо. Затем под комнату отдали кладовую, где постояльцы гладили вещи и хранили детские коляски. Ну а вчера вечером беженцы узнали, что администрация хостела решила использовать не только свободные помещения, но и их комнаты, в каждой из которых стоят по три двухъярусные кровати и часть спальных мест пустует.


- В понедельник около 7 вечера ко мне пришел сосед, тоже из Мариуполя, и сообщил, что он перебирается в нашу комнату. Я вообще не понял, что происходит! Я здесь живу со своей семьей, а какой-то посторонний мужик будет с нами кровать делить? Да, мы с ним хорошо общаемся как соседи, но это же не значит, что его можно вот так взять и засунуть в нашу 10-метровую комнатушку! - возмущается Игорь Первой. - Сосед, который жил в комнате один, сказал, что переселяться ему велел администратор, которому, в свою очередь, дала такую команду управляющая «Вторым домом». Мы пошли разбираться к администратору. Оказалось, что хостел заключил контракт на размещение 300 гастарбайтеров из Узбекистана и для этого нужно «уплотнить» нас, беженцев. Нам сказали, что комната рассчитана на 8 человек и у нас есть выбор - либо подселить к себе на пустые койки знакомых беженцев, либо незнакомых гастарбайтеров. Поймите нас правильно, мы ничего не имеем против гастарбайтеров любой национальности, но почему они должны жить вместе с нами? Представьте, вы живете в комнате с мужем и ребенком, а к вам подселяют 5 мужиков-строителей, которых вы в первый раз видите! У нас и так вся жизнь перевернулась, только-только успели как-то быт наладить, а нам опять создают какие-то трудности!

Всю ночь взволнованные беженцы обсуждали сложившуюся ситуацию и к сегодняшнему утру пришли к коллективному решению, что никуда переезжать и тем более впускать к себе в комнаты гастарбайтеров они не будут. Вместо этого вынужденные переселенцы начали писать обращения во всевозможные инстанции - в приемные главы Татарстана, уполномоченного по правам человека в РТ, в мэрию Казани, в администрацию Советского района, на территории которого находится хостел. Обратились беженцы и в «Вечернюю Казань».


Сегодня в 11 утра, когда корреспондент «ВК» приехала в хостел, чтобы разобраться в ситуации, беженцы рассказали, что в 8 утра с ними уже успела пообщаться владелица хостела, а на второй этаж начали заносить дополнительные кровати.


- Нам было сказано, что живем мы здесь на птичьих правах, платят за нас мало, и жить мы здесь будем ровно столько, сколько захочет хозяйка, - передал Игорь Первой содержание разговора с хозяйкой. - Я ей предложил решать вопрос с правительством Татарстана, которое нас сюда поселило, а она пригрозила Росгвардией. И бабушки наши в слезах пошли вещи собирать.

73-летняя Тамара Черноморцева, которая до сегодняшнего дня жила в комнате одна, уже практически смирилась с мыслью, что ей придется жить с семью узбеками, а вот отец троих маленьких детей Тимур Шевкопляс заявил корреспонденту «ВК», что никого к себе в комнату не пустит - ведь их и так пятеро на 10 метрах.


Разговор с администратором на ресепшене у нас не задался - мужчина отмахивался от журналиста «ВК», сыпал несуществующими статьями Уголовного кодекса, якобы запрещающими задавать ему вопросы, и пытался дозвониться до своего руководства, но оно не отвечало. Одновременно администратор успевал переругиваться с возмущенными беженцами, угрожая им Росгвардией. Тем временем в хостел уже прибывали новые постояльцы - те самые гастарбайтеры.

В ожидании ответа от администрации хостела корреспондент «ВК» связалась с заместителем главы администрации Советского района Айратом Фаизовым, который еще в апреле дал беженцам номер своего мобильного, чтобы они обращались к нему с вопросами и проблемами.

- Беженцы из Мариуполя живут в хостеле «Второй дом» уже 10 месяцев и будут жить до тех пор, пока в этом будет необходимость. Никто их оттуда не выгонит. Хостел получает деньги от правительства республики, чтобы беженцы могли жить спокойно. Но хостел - это все же коммерческая организация. Насколько я понял, речь сейчас не идет о том, чтобы подселять к семьям беженцев строителей, владельцы хостела хотят объединить только одиноких людей в одной комнате. Для них невыгодно, чтобы один человек жил в комнате, рассчитанной на 6 - 8 человек, ведь коммунальные услуги надо оплачивать в полном объеме, поэтому логично, что они пытаются заселять полупустые комнаты, - прокомментировал ситуацию замглавы.

Управляющая хостелом Татьяна Пичугина, до которой корреспонденту «ВК» все же удалось дозвониться под вечер, заверила, что у них с постояльцами просто возникло недопонимание.

- Люди приехали к нам весной прошлого года не в самом устойчивом моральном состоянии, они постоянно на нервах, действительно очень боятся того, что их выгонят на улицу и им некуда будет пойти, поэтому любую входящую информацию часто воспринимают по-своему. Да, к нам действительно поэтапно будут заезжать строители, но никто не планировал подселять их к беженцам, тем более к семьям с маленькими детьми. Мы только просили тех, кто живет поодиночке, объединиться в одном помещении, потому что нецелесообразно, когда один человек занимает целую комнату. На втором этаже строители поселятся только в одной комнате, прямо у лестницы, но в ней никогда беженцы и не жили. Просто, видимо, люди что-то недопоняли. На самом деле мы им помогаем, а не пытаемся усложнить им жизнь.