Столичные критики в восторге от Плетнева

Айсылу КАДЫРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Гала-концертом в двух отделениях завершился в минувшую пятницу ХХХ Шаляпинский фестиваль. Среди множества сюрпризов этого вечера можно выделить "выходки" маэстро Рената Салаватова, сопрано Ольги Пудовой и Альбины Шагимуратовой.

Маэстро Салаватов дирижировал оркестром, надев фрак. До этого в музыкальном мире в ходу была легенда, что он терпеть не может ни классические пиджаки, ни фраки. И Салаватов был чуть ли не единственным в Казани дирижером, выступающим неизменно в черной рубашке.

Сюрпризы от Ольги Пудовой и Альбины Шагимуратовой заключались  по большому счету в том, что эти великолепные певицы - одни из самых значительных российских сопрано в современном музыкальном мире - нашли время для участия в казанском гала. Пудова восхитила зал алябьевским "Соловьем" и известнейшей арией Кунигунды из оперетты Бернстайна "Кандид". Шагимуратова исполнила "Sempre libera" из вердиевской "Травиаты".

Юбилейный Шаляпинский фестиваль стал рекордным по продолжительности (длился с 1 по 17 февраля) и особенно интересным для нескольких известных театральных и музыкальных критиков. В этом, на мой взгляд, главные отличия ХХХ форума от предыдущих.

Почти всех столичных критиков приятно впечатляет почтенный для музыкального фестиваля возраст казанского Шаляпинского (тридцать лет!). Если говорить о программе юбилейного форума, то максимум "критического" внимания специалисты уделили "Евгению Онегину" Чайковского (музыкальный руководитель постановки и дирижер - Михаил Плетнев), "Борису Годунову" Мусоргского (заглавную роль исполнял немецкий бас Рене Папе) и приезду на фестиваль маэстро Валерия Гергиева.

Обозреватель "Независимой газеты" Марина Гайкович написала о казанском "Евгении Онегине": "Плетнев исполняет Чайковского на грани гениальности, но это дорого стоит певцам - медленные темпы вынуждают практически по слогам пропевать текст, лишают возможности дать фразу на одном дыхании... Оркестровая ткань - от первого вздоха контрабасов до последнего трагического тутти открывает "Онегина" - какого мы в столице еще не слышали. Партитура для дирижера словно алмаз изумительной огранки, который нужно неторопливо под лупой разглядывать и восхищаться".

Петербургского критика Дмитрия Ренанского, чьи тексты публикуют лучшие в России издания в сфере культуры - "OpenSpace.ru" и "Коммерсантъ", в новом казанском "Евгении Онегине" тоже поразила работа Плетнева: "Для отечественного музыкального театра это какая-то позабытая роскошь - когда смыслы постановки отнюдь не исчерпываются одним лишь сценическим текстом, когда основное содержание вчитывается в спектакль его музыкальным руководителем и, что самое удивительное, когда оно вдруг оказывается абсолютно самодостаточным"...

Шеф-редактор отдела академической музыки "OpenSpace.ru" Екатерина Бирюкова побывала на фестивальном "Борисе Годунове": "В принципе, примерно тот же "Годунов" есть и в Большом театре, но там дорогой экспортный вариант. В Казани это скорее детская книжка с картинками для обучения чтению. Слушаешь, что поют, одновременно смотришь на титры. Титры крупные и только на русском — удобно. Поют тоже понятно, потому что в микрофон. Да-да, есть такая неприятность в свежеотреставрированном казанском театре - все учли, с акустикой промахнулись". Бирюкова стала первой и пока единственной, позволившей себе открыто говорить правду об акустике зрительного зала театра имени Мусы Джалиля.

В материале "Письмо из Казани" Бирюкова отметила, что юбилейный Шаляпинский "впервые дождался музыкального генералиссимуса нашей страны - Валерия Гергиева". И объяснила: "А визит питерского маэстро - это никогда не просто так. Это значит, что район перспективный и что ждать Казани в ближайшее время не только Универсиады-2013, но и серьезных музыкальных потрясений".