«Строить нужно у «Чаши», а не на задворках»: в Казани ищут место для супермечети

Идея возведения в Казани большой соборной мечети начала обретать реальные очертания. Как сообщил муфтий Татарстана, из ранее предложенных вариантов мест будущего строительства уже выбраны три, два из которых - на берегу Казанки: у «Чаши» и рядом с парком «Кырлай», а одно - на берегу Волги: пескобаза в окрестностях улицы Боевой Кировского района. Как выяснила «ВК», третий вариант гораздо менее предпочтителен для инициаторов строительства, чем вариант у «Чаши».
ПОСОВЕТУЮТСЯ С НАРОДОМ
Напомним, впервые о строительстве в Казани грандиозной соборной мечети вместимостью не менее 10 тысяч человек, «где на праздник мы все соберемся», муфтий РТ Камиль Самигуллин заявил в 2018 году. Тогда же в Интернете появилась петиция верующих, адресованная президенту Рустаму Минниханову, с просьбой построить в центре Казани большую мечеть, так как «количество мусульман очень сильно увеличилось, мечети переполнены, людям приходится читать намаз на улице». Под строительство тогда предлагались самые разные места: парк отдыха «Кырлай» на берегу Казанки, территория обанкротившейся фабрики «Спартак», холм с памятником революционеру Муллануру Вахитову, парк Тысячелетия у озера Кабан, площадка у НКЦ «Казань», речной порт, территория у ипподрома и даже площадь Тысячелетия у Кремля.
В этом году прошел слух, что супермечеть, скорее всего, возведут неподалеку от «Кырлая», где раньше планировали построить Дом телевидения для телекомпании ТНВ.
Слух в какой-то степени развеял, а в какой-то подтвердил муфтий РТ Камиль Самигуллин. На днях он сообщил журналистам, что первый камень в основание будущей соборной мечети планируется заложить уже в следующем году, когда в Татарстане будут праздновать 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Камиль-хазрат назвал три места, где может быть построена мечеть: между «Чашей» и «Ривьерой», возле парка «Кырлай» и пескобаза в Кировском районе. Окончательный выбор, по словам муфтия, будет сделан после обсуждения с жителями города.
В ответ на вопрос «ВК», где казанцы могут высказать свое мнение по поводу будущего строительства, руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова заявила, что как только «процедура общественного обсуждения будет организована, об этом сообщат дополнительно».
«ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ КУЛ ШАРИФА»
В свою очередь помощник президента РТ и бывший мэр Казани Камиль Исхаков, в марте прошлого года возглавивший инициативную группу по вопросам строительства соборной мечети (создана по поручению президента Рустама Минниханова), в разговоре с корреспондентом «ВК» отметил:
- Конечно, было бы лучшим вариантом - уложиться к 1100-летию принятия ислама. Но пока мы, похоже, опаздываем. В настоящее время идет напряженная работа над вариантами размещения мечети: рассматриваем их с точки зрения транспортной доступности, чтобы метро обязательно было рядом, с точки зрения архитектурного ландшафта… Возможно, потребуется согласование места застройки с ЮНЕСКО, под охраной которого находится Казанский кремль и прилегающая к нему территория (речь - об участках у «Чаши» и парка «Кырлай», которые находятся в буферной зоне объекта Всемирного наследия. - «ВК»). Там много разных моментов. Как человек, наделенный государственными полномочиями, я не могу раньше времени раскрывать всех деталей.
Как государственный человек Исхаков не сказал прямо, но дал понять, что пескобаза в Кировском районе - не самое подходящее место для будущей мусульманской святыни.
По его словам, как только площадка для строительства будет определена, Татарстан объявит международный конкурс архитектурных проектов соборной мечети.
- После этого можно будет заложить первый камень и капсулу с посланием потомкам, - сказал помощник президента.
- Рядом с «Кырлаем» соборной мечети будет тесно, а пескобаза, на мой взгляд, - это задворки города. Строить нужно на улице Сибгата Хакима у «Чаши». Это самое лучшее место, - высказал свое мнение «ВК» заслуженный архитектор РТ, автор 13 реализованных проектов мечетей в России и ближнем зарубежье Айвар Саттаров. - Если мечеть будет стоять в новой части города, на правом берегу Казанки, она будет символизировать устремленность мусульман республики в будущее. Поэтому, на мой взгляд, это должна быть суперсовременная мечеть, выполненная не в арабском, османском и прочих старых стилях, а в стиле завтрашнего дня. Я вижу будущий собор как большой многофункциональный комплекс с многоуровневой подземной парковкой, конференц-залами, музейными и публичными пространствами. Новая мечеть должна стать своего рода исламским центром Татарстана и архитектурным украшением города.
Отвечая на вопрос «ВК», хватит ли места на песчаном берегу для столь грандиозного сооружения, Саттаров не исключил, что в случае, если будет решено построить на этом месте мечеть, рассчитанную на большее количество верующих, чем заявлялось изначально, придется намыть еще песка.
- Обсуждается ведь вариант и на 50 тысяч прихожан, - отметил собеседник. - Для сравнения, Кул Шариф, над проектом которой я работал с группой архитекторов девять лет, рассчитана на 1700 человек, а с учетом пространства в вестибюлях и на верхних площадках способна вместить до трех тысяч. Но мне кажется, в Казани нет реальной потребности в возведении 50-тысячной мечети - у нас не такое исламизированное население, как, например, в Стамбуле, где в прошлом году открыли крупнейшую в Турции мечеть Чамлыджа вместимостью более 60 тысяч человек. Она занимает огромную территорию, которая почти всегда заполнена верующими.
На сколько верующих будет рассчитана казанская супермечеть, «ВК» уточнила у Камиля Исхакова.
- Еще раз повторю, все зависит от того, какое место будет выбрано, ведь ЮНЕСКО и Минкульт РФ могут наложить свои ограничения. Мы хотим, чтобы новая мечеть могла собрать в своих стенах всех верующих. Сейчас, по моим данным, в Казани регулярно ходят в мечети около 30 тысяч мусульман. Мы также хотим, чтобы новая соборная мечеть стала не только жемчужиной Казани, но и вошла в сотню красивейших мечетей мира, как Кул Шариф. Она не может быть хуже Кул Шарифа.
«ПРОТЕСТЫ БУДУТ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ЭТО МЕЧЕТЬ»
- Вопрос с местом для строительства мечети - очень тонкий политический вопрос. Это как солнечный зайчик, который при малейшем движении держащей зеркальце руки перемещается совершенно в другое место. Думаю, что при малейшем намеке на движение против строительства мечети у «Чаши» этот проект, если он всерьез рассматривается, свернут - так же как в 2019 году свернули строительство храма в сквере Екатеринбурга, - считает краевед и автор телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев. - Насколько я помню, про соборную мечеть говорят уже лет десять, а в последние годы тему актуализировало восстановление православного собора Казанской иконы Божией Матери. Мусульмане в какой-то степени обижены - ведь расположенная на территории Кремля Кул Шариф является больше музеем, чем мечетью: по моим наблюдениям, туристов там бывает больше, чем верующих. Но я убежден, что если соборную мечеть решат строить у «Чаши», протесты по этому поводу будут обязательно. Не потому, что это мечеть, а потому что там очень плотная застройка, к тому же жилье считается элитным. В мечеть будет постоянный поток людей, это будет сильно давить на дорожную инфраструктуру и прочее. Кроме того, береговую полосу между «Чашей» и «Ривьерой» казанцы используют как пляж, играют там в волейбол. Почему бы не сохранить берег для отдыха горожан? Напомню, что в качестве одного из возможных мест размещения соборной мечети рассматривался въезд в Адмиралтейскую слободу со стороны улицы Большой. Там в свое время намыли огромную территорию для строительства парка в честь 300-летия Адмиралтейской слободы, но с парком не получилось. Можно построить мечеть там.
«ПОЖАЛЕЙТЕ РЕКУ!»
- Я не понимаю, почему строительство чего бы то ни было нужно вести за счет водного объекта, который является достоянием города. Если решение об очередном гидронамыве на Казанке действительно примут, это будет очень жестокое в экологическом плане решение, которое окончательно добьет реку и превратит ее в канал, - предупреждает завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ, доктор биологических наук Нафиса Мингазова. - Казанка - не простая река, она у нас уникальная. Это единственная в республике река с высокоминерализованной сульфатной водой, которая обладает бальнеологическими свойствами. Купание в такой воде очень полезно, поскольку она оказывает оздоравливающее действие на кожу. И нам бы не возводить здесь бетонные набережные, а развивать пляжные зоны и парки, как это определено в Стратегии развития прибрежных зон реки Казанки. Класс качества воды в Казанке и так уже поменялся с умеренно загрязненной на загрязненную, а гидронамыв всегда приводит к загрязнению, заилению и деградации экосистемы. Я уж не говорю о том, что гидронамывы у нас осуществляются варварским способом, как в XIX веке. Считаю, что помыслы создателей религиозного сооружения должны быть чистыми и мечеть не должна строиться за счет уничтожения чего-то, в данном случае - природного объекта. Пожалейте реку!

Наталия Васильева, Евгений Аксенов
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Гумер Нафиев, обвиняемый в незаконном получении трех миллионов рублей, признался во время своего допроса в суде, что взял от «друзей» только один миллион, который позже потратил на благотворительность.
В суде по делу экс-председателя Пестречинского и Менделеевского райсудов республики Ирека Набиева допросили главного потерпевшего - директора ООО «Кишер» Вячеслава Утробина. В 2017 году мужчину похитили, чтобы опустошить счета его фирмы.
Холода не помешали горожанам окунуться в крещенские купели в праздничный день.
Один из лидеров казанской группировки Ринат Фархутдинов заявил на допросе, что организовал убийство директора ломбарда, чтобы помочь другу, который на самом деле «использовал его втемную».
Январь стал для столицы Татарстана не только временем длинных выходных, но и периодом серьезных испытаний для ЖКХ. Начало года ознаменовалось серией аварий. Есть ли выход?








