Студент - избиратель непредсказуемый

Ирина ПЛОТНИКОВА
Фото автора

На выборах президента РФ студентку Казанского федерального университета пытались заставить проголосовать... дважды. Зато некоторые студенты из числа жителей Деревни Универсиады не попали в списки избирателей и не смогли участвовать в выборах.

Право голосовать на участке №262 в Деревне Универсиады получили 760 из 3425 "местных" жителей. Ряды этих избранных щедро "разбавили" преподавателями КФУ с открепительными талонами, однако поставить политический рекорд на спортивном объекте не удалось.

Кстати, по данным ЦИК РТ, в Деревне Универсиады Путин набрал 74,7 процента голосов, Прохоров - 11,4, Зюганов - 8. Двенадцать бюллетеней (1 процент) оказались испорчены сторонниками "протестного" голосования. Явка составила 96 процентов. А вот на участке №405 на Красной Позиции в старом общежитии КФУ премьер-министру "прописали" второй тур голосования, отдав ему 48,4 процента голосов, за олигарха проголосовали 22 процента, а за лидера коммунистов - 18,5. Явка на участке недотянула до 70 процентов.

А за день до выборов, общаясь с жителями Деревни Универсиады, корреспондент "ВК" выяснила: не все студенты знают, где находится новый участок и ждут ли их на выборах.

"В декабре все было иначе, а сейчас из нашего корпуса в пять этажей только 20 человек в списках избирателей", - рассказал один из второкурсников. По его словам, студентов из того списка собирали для "разъяснительных" бесед, а остальным в его корпусе говорили о выборах: "Если хотите - идите". Столь странную ситуацию ребята связывают с результатами соцопроса, который недавно провела администрация вуза, выясняя, хорошо ли жить в Деревне и за кого собираются голосовать студенты...

Кого бы выбрала молодежь, дай ей волю, остается гадать. Ведь 4 марта "деревенский" участок наводнили избиратели постарше с открепительными талонами - преподаватели и персонал вуза. Приехали проректоры, директора институтов, деканы и рядовые сотрудники из разных районов Казани, в первой половине дня образовав такую очередь к секретарю, что вход и выход с участка оказался затруднен. (В результате после обеда на участке закончились бюллетени, пришлось получать еще 500 штук. А подсчет голосов показал: 4 марта в Деревне по открепительным проголосовали 463 человека.)

У столов для избирателей "по прописке" было свободней. Издредка к членам УИК подходили студенты, предъявляли паспорта, справки о временной регистрации и ждали, пока их найдут в списках избирателей. Находили не всех. Члены УИК говорили ребятам: сами виноваты - нужно было написать заявление о желании голосовать на этом участке до 1 марта. "В вузе нам сказали: "От факультета голосуют 100 человек". Откуда такая ровная цифра?!" - возмущалась на пороге участка студентка физфака, утверждая, что они-то заявления писали. И не зря возмущалась - спустя несколько часов человек двадцать с физфака все-таки смогли проголосовать. Руководство вуза вмешалось, и заявления "нашлись".

Пока "физики" ждали, на участок стройной колонной прибыли студенты из списка избирателей. В сопровождении преподавателей. Контролируя явку, в вузе перегнули палку: после обеда в зале голосования объявилась студентка юрфака "из списка" и принялась умолять о повторном голосовании. Девушка рассказала, что утром уже отдала свой голос в Черемшанском районе, но по звонку из деканата сорвалась в Казань. "Если я не проголосую, меня декан убьет, - убеждала членов комиссии студентка и цитировала вузовское начальство: - "Ничего не обломитесь, еще раз проголосуете..."

Будущей юристке бюллетень не дали. Она расстроилась, хотя с законодательством знакома: звонок из деканата отвлек ее от важной миссии - наблюдения за чистотой выборов в Черемшанском районе. Около 8 вечера "наблюдательница" вновь пришла на участок с просьбой дать ей проголосовать. И вновь получила отказ.

Аспирант истфака Айрат Ибрагимов и студент философского факультета Павел Королев не смогли проголосовать ни разу, хотя побывали на участке трижды. Ссылаясь на статью 27 федерального закона "О выборах президента", молодые люди объясняли председателю комиссии Роману Попову, что обучающиеся на очном отделении и зарегистрированные в общежитии "включаются в список избирателей по месту нахождания общежития", то есть писать заявления не должны. Если Ибрагимов с Королевым правы, то при формировании списка были нарушены права минимум 2 тысяч человек, и впору ставить вопрос о легитимности выборов на участке...

С парнями согласен член УИК от КПРФ Владимир Романов, который вчера сообщил корреспонденту "ВК", что обратился в прокуратуру района с требованием провести проверку и привлечь к уголовной ответственности ректора КФУ Ильшата Гафурова и проректора Арифа Межведилова. По мнению Романова, списки избирателей формировались по результатам анкетирования студентов, данные которых не были обезличены.

Сам Ильшат Гафуров после голосования на "своем" участке сообщил корреспонденту "ВК": целью соцопроса было не выяснение настроений отдельных студентов, а общая оценка их отношения к тому, что происходит в стенах университета и стране. По словам ректора, проблема со списками избирателей могла возникнуть, потому что участок в Деревне открыт впервые, а действия подразделений КФУ не всегда согласованы.

- Студенты достаточно активны, среди них не только сторонники премьер-министра, есть и за коммунистов, и за Прохорова, - сказал ректор. - Кто-то даже сказал на встрече: "Ильшат Рафкатович, а не будет ли с вашей стороны каких-то действий, если я вдруг проголосую за кого-то". Я сказал: нет. Голосование тайное, и никаких административных действий со стороны ректора не было и быть не могло.

- А вам будет стыдно, как Минниханову, если процент голосов за Путина, а вы являетесь его доверенным лицом, будет не очень высок? - спросила я.

- Мне тоже будет стыдно, - ответил Гафуров. - Ведь все, что имеет сегодня университет... Наш университет патронирует премьер-министр страны, это была его идея, и он является негласным попечителем всех федеральных университетов... Но я не могу предсказать, сколько голосов будет за того или иного кандидата...