Тао Линь: "Понимаю и ценю русский юмор"

Айсылу КАДЫРОВА
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

За два дня до открытия Второго международного фестиваля "Рахлинские сезоны" приехал в Казань дирижер Тао Линь (Китай). Он уже был в нашем городе: приезжал по приглашению Татарской филармонии в 2004 году. Тогда Тао был художественным руководителем и главным дирижером двух оркестров - Саратовского филармонического и Кузбасского симфонического.

Мы встретились с китайским дирижером после репетиции с Государственным оркестром РТ: музыканты работали над симфонией Петра Чайковского "Манфред"...
- Когда я приезжал в Казань в 2004 году,  я знал: Симфонический оркестр Татарстана - один из лучших в России. Так оно тогда и было, - вспоминает Тао Линь.

 - А сейчас я могу сказать, что у вашего оркестра появились новые качества, главное - он иначе звучит. Конечно же, это заслуга маэстро Сладковского. Честно скажу: такой оркестр не стыдно представлять на мировой музыкальной сцене, это высочайший уровень. Мне многие музыканты говорили о прекрасном уровне оркестра из Татарстана - пианист Денис Мацуев, например. Теперь я это вижу своими глазами и слышу своими ушами.

- Вам кто-нибудь говорил, что у вас необычная жестикуляция?  Даже когда вы дирижируете, кажется, что демонстрируете элементы китайской гимнастики ушу.
- Знаете, я никогда не практиковал ушу. А жесты, пластика дирижера и его мимика - это всегда индивидуально. Все это зависит от характера, от темперамента.
- Тао, в Китае вы знаменитость?

- Я боюсь слова "знаменитость". Потому что бывают случаи, когда в тех людях, которых называют "знаменитый музыкант", "музыкант" умирает и остается одна "знаменитость". Мне важно оставаться музыкантом. А знаменитость - это условно для меня, несерьезно.

- Знакомство с Россией началось для вас с Москвы?
- Да. Я учился в Пекинской консерватории и выиграл стажировку в Московской консерватории, это было еще в 1988 году. Учился на двух специальностях - композиция и дирижирование. В начале девяностых стажировался у Валерия Гергиева в Мариинском театре и Александра Дмитриева в Санкт-Петербургском филармоническом оркестре... Первое впечатление от России? Холодно, мне здесь было очень, очень холодно. Но я быстро привык. Нет плохой погоды у природы - так теперь считаю.

- А вас что-нибудь тогда шокировало?
- Кажется, нет. Понимаете, что бы ни случилось, важно не забывать: солнце светит для всех. И надо уметь это ценить.
- Сейчас вы живете и работаете в Кемерово?
- Нет, я живу в Пекине. Но у меня много контрактов, один из которых - контракт  художественного руководителя и главного дирижера Кузбасского симфонического оркестра в Кемерово. У меня пока нет ни супруги, ни детей. Я все время занят. Понимаю: надо исправлять эту ситуацию!
- Вы замечательно говорите по-русски.

- В Московской консерватории у меня были очень хорошие учителя! Я когда приехал в Россию, не то что говорить - я даже букв русского алфавита не знал. Ни одной из тридцати трех! А сейчас могу по-русски говорить, читать. Понимаю и ценю русский юмор. Радуюсь, что могу читать на языке оригинала Пушкина и Толстого. Это мои любимые русские писатели.

- А любимые русские композиторы у вас есть?
- Люблю многих, одного не назову. Дирижер - универсальный музыкант, он должен знать музыку композиторов всех школ. Русская школа особенная. Мне повезло, что я учился у русских музыкантов. Думаю, сочинения Чайковского, Стравинского, Шостаковича я воспринимаю и интерпретирую точнее других китайских дирижеров.
- Приходилось дирижировать балетами? 

- Нет пока. Но в этом году придется. В конце года буду дирижировать "Лебединым озером" Чайковского. Согласился, потому что это великая, это великолепная музыка. Исполнять балет будут танцовщики одной московской антрепризы и, скорее всего, оркестр из Кемерово. Будет тур по Китаю...

- На открытии фестиваля "Рахлинские сезоны" вы будете играть с Аленой Баевой. Вам уже знакома эта скрипачка?
- Да, мы играли вместе десятки раз! Я считаю, она великолепная, она сегодня лучшая скрипачка в своем поколении. Надеюсь, в Казани у нас будет удачное выступление. Мне приятно открывать  фестиваль в честь маэстро Рахлина. Он был величайший дирижер.

- У вас чай в чашке стынет. Китайский, кстати?
- Нет, это точно не китайский. Мне кажется, в России трудно найти настоящий китайский чай. У меня еще ни разу не получалось. Настоящий китайский чай - он очень дорогой. К примеру, более-менее сносный, не самый элитный зеленый чай в Китае стоит примерно две тысячи долларов за килограмм...