Татарстану оставили московское время

Регина КИРИЛЛОВА
Татарстану оставили московское время

Не нашла поддержки у депутатов профильного комитета Госсовета РТ петиция за авторством ведущего инженера-технолога «Таткабеля» Марата Шакирова о смене часового пояса в Татарстане. Обсудить предложение активиста сдвинуть стрелки на час, а то и на два вперед собрались в минувшую пятницу эксперты из разных областей, включая экономистов, медиков и полицейских. В итоге доводы в пользу отказа от московского времени признали несущественными и несостоятельными.

Впрочем, обсуждения как такового и не было.

- Все так называемые эксперты пришли с готовыми отказными, - посетовал автор петиции «Смена часового пояса в Республике Татарстан». - И я понимаю почему: чиновникам удобнее работать в одном часовом поясе с Москвой.

Марат Шакиров же думает о благе не бюрократии, а простого народа. Он уверен: нынешний часовой пояс и вечное зимнее время (на которое, напомним, Россия перешла в 2014 году) отнимают у татарстанцев драгоценные солнечные часы: кому нужны летние восходы в 3 часа ночи и зимние закаты в 3 часа дня?

- Постараюсь это аргументировать на примере городов Казань и Набережные Челны как крупнейших и важнейших населенных пунктов нашей республики.

Используя данные о времени восхода и захода солнца в этих городах, можно подсчитать, что для бодрствующего человека (время бодрствования с 6.00 до 22.00) количество световых часов за год составит для жителя Казани – 4129 часов, а для жителя Набережных Челнов – 4083 часа. При этом количество световых часов в Москве для бодрствующего человека за год составит – 4273 часа, в Новосибирске – 4274 часа, в Екатеринбурге – 4334 часа, в Перми – 4363 часа – это на 280 часов больше, чем для жителя Набережных Челнов. Даже в далеком северном городе Якутске, который расположен на 700 километрах севернее Казани, количество световых часов для бодрствующего человека составляет 4181, что почти на 50 часов больше, чем для казанца, - подсчитал Шакиров.

Кроме всем известных доводов про то, что нехватка солнечного света плохо влияет на здоровье, инженер-технолог привел аргументы, что нынешнее раннее потемнение способствует росту преступности и ДТП и, наоборот, препятствует росту туризма, поскольку едва гости Казани начинают осматривать достопримечательности, как их скрывает непроглядная тьма. Все эти проблемы, считает Марат Шакиров, можно решить легким движением руки, переведя стрелки на 1 час вперед - тогда Казань получит дополнительно 179 солнечных часов в год, а если перевести время сразу на 2 часа, то Казани достанется аж 279 светлых часов, а Нижнекамску и Альметьевску - 300 и 319!

Тем не менее у собравшихся экспертов расчеты общественника энтузиазма не вызвали. Так, глава татарстанского Гидрометцентра Феликс Гоголь выразил твердую уверенность в том, что наша республика находится в самом что ни на есть правильном часовом поясе, предписанном ей природой. Другое дело, что Москва и восток Татарстана расположены на его противоположных границах.

Представитель Минздрава РТ Елена Хафизова в свою очередь сослалась на итоги опроса населения, который показал: перевод стрелок в пределах одного-двух часов почти не влияет на самочувствие респондентов. Но если переводить их часто, то причинить вред можно запросто. Поэтому, что называется, не тронь лиха… Ну а представители татарстанского МВД выразили сомнение, что преступность может зависеть от продолжительности светового дня, у нее другие факторы роста. В общем, все эксперты выступили против изменения нынешнего часового пояса. А депутаты к ним прислушались.

- Практически единогласно проголосовали за то, чтобы оставить все как есть, - сообщил корреспонденту «Вечерней Казани» ведущий прошедшего в Госсовете совещания глава комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев. - Даже представитель минздрава признала, что не нужно сдвигать стрелки! Думаю, мы убедили автора петиции в том, что время нужно оставить в покое. Он со многими доводами согласился.

Однако сам Марат Шакиров заявил, что будет и дальше продвигать свою идею о переводе стрелок. Правда, возьмет тайм-аут: после неудачного обсуждения в Госсовете он решил, что слишком скоро возвращаться к этому вопросу бессмысленно. К тому же автор посетовал на гражданскую пассивность татарстанцев: за два месяца подписи под его петицией поставили всего лишь 194 человека. К слову, похожая петиция других авторов  на сайте «Российская общественная инициатива» за три месяца набрала 150 голосов за и 77 против.