Теперь такси в два раза дороже - в силу вступили новые правила для водителей
С 1 сентября вступили в силу новые правила для таксистов, которые теперь будут по всей строгости регулировать их работу. Просто так стать таксистом уже не получится - необходимо получить разрешение и оформиться как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый. Более того, теперь в такси не смогут работать судимые, лишенные прав и те, кто не оплатил штрафы за нарушение ПДД. Все данные о поездках будут отправляться МВД и ФСБ. Новый закон должен защитить людей от преступлений, но пока только бьет по кошельку.
«Закон о такси», регулирующий работу рынка легковых перевозок, был принят в конце прошлого года. Одно из главных нововведений - создание Федеральной государственной информационной системы легкового такси, в которую войдут три ступени проверки и три реестра. В первом будет содержаться информация о службах заказа такси, во втором - данные об автомобилях, в третьем - сведения о компаниях.
В связи с этим законом ещё летом эксперты пророчили увеличение цен на такси с 1 сентября. Так и получилось. Однако в День знаний как такого ажиотажа не было, зато уже с начала новой недели казанцы ощутили на себе все прелести нового закона. Наши читатели рассказали, что стоимость поездки увеличилась в два раза.
- Езжу на такси по утрам каждый день, раньше цена не превышала 200-215 рублей, сегодня утром стоимость резко стала 367. Ещё и машину ждала дольше обычного, - рассказала наша собеседница.
Как нам объяснили в Яндекс.Такси, спрос с началом осени традиционно растет. На это влияет учебный год, окончание отпускного летнего сезона и погодные условия - например, во время дождя желающих уехать на такси может быть значительно больше, чем свободных машин - это отражается и на стоимости.
- Помимо обычных факторов, из-за которых появляется повышающий коэффициент, таких, как плохая погода или час пик, - в последние месяцы появились и новые. Во-первых, это драматический рост цен на автомобили и их обслуживание. Во-вторых, нехватка водителей, которые переходят на другие, более прибыльные работы. В-третьих, возросшие требования к таксистам, которые предъявляет новый закон о такси: по нашим данным, часть водителей еще в процессе получения необходимых документов и подготовки к нововведениям, - отметили в Яндекс.Такси.
Главная причина увеличения стоимости цен на такси - уменьшение количества водителей, поскольку новые правила многих буквально «задавили». До этого перевозкой людей мог заниматься любой человек, просто зарегистрировавшись в агрегаторе. Кто-то «таксовал» и без него. Достаточно вспомнить таксистов у аэропортов, которые самостоятельно искали пассажиров. Теперь так зарабатывать уже не получится. Каждый желающий работать в такси обязан будет получить разрешение - электронный документ, который подтверждает запись в региональном реестре перевозчиков. Для этого ему придётся подать заявление, к которому нужно будет приложить доверенность, копию договора со службой такси, справку об отсутствии судимости и опись бумажных документов.
Если таксист заключил договор с перевозчиком (служба заказа легкового такси), то получение разрешения - уже не его забота.
ЗАКОН ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ ОБЕЗОПАСИТЬ ПАССАЖИРОВ
В законе даже прописали критерии, по которым водителя не допустят к работе в такси. Таким образом, работать в этой сфере не смогут те, кто не оплатил три или больше штрафов за нарушение ПДД, не прошёл аттестацию на знание транспортной инфраструктуры и имеет неснятую или непогашенную судимость за тяжкие преступления. То же самое касается иностранцев, осужденных за аналогичные преступления в своей стране.
Автоюрист Артём Патрин отметил, что нововведения коснулись не только самих таксистов, но и агрегаторов, которые теперь именуются как «служба заказа легкового такси». Теперь сервис такси обязан вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге, фиксируя в нем все данные о поездке, водителе и телефон заказчика.
- Перевозчик обязан хранить эти записи минимум полгода - и только на территории РФ, - отметил Патрин.
Однако не всех пассажиров устраивает такой контроль, тем более, что эти правила не обезопасят клиентов, а скорее помогут найти в случае чего водителя и узнать все подробности поездки.
- С одной стороны это никак меня не касается, но не думаю, что эти правила остановят тех водителей, которые решились на какой-то «криминал». Мы просто будем знать, что, скорее всего, виновных накажут. Возможно, это их испугает, - говорит одна из постоянных клиенток такси Анастасия.
Отвечать за ущерб, доставленный пассажиру, будут все: как водитель, так и служба такси. Такое, по словам юристов, было и раньше, однако наконец это определение записано в законе. Главное, чтобы все правила выполнялись и в практике.
- Не факт, что таксисты будут выполнять эти правила, - отметил юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. - И сейчас есть те, кто перевозит людей без разрешения. Много таких.
А ЧТО ДУМАЮТ САМИ ТАКСИСТЫ?
Все те, кто «таксовал» раньше без разрешения и не оформлялся как юридическое лицо, ушли ещё летом, когда наблюдалось повышение роста цен, либо нелегально и тихо подрабатывают. Один из таких таксистов рассказал, что каждое утро при поездке на работу «подбирает» людей с остановки. Хоть деньги и небольшие, но заработать в день до 700-800 рублей можно. Мужчина сомневается, что новый закон как-то на него подействует, поскольку он развозит людей не круглосуточно. К слову, за отсутствие лицензии таксисту может грозить штраф до пяти тысяч рублей.
Остальные же уверяют, что для них ничего не изменилось. Игорь работает в известной всем службе заказов легкового такси. По его словам, стоимость аренды машин выросла, цены на такси упали, «нелегалы» так же ездят.
- В августе агрегатор начал выборочно тормозить водителей. Без лицензии давал один заказ в час водителям цветных авто. Это не коснулось только белых и жёлтых: видимо, так мотивировали делать аренду. На линии было очень много авто, но заказ они не получали. Я думаю, пассажиры почувствовали это, платя за два километра почти по 500 рублей. Помимо того, что в августе всегда много водителей отдыхает, не давали заказы тем, кто вышел работать. Сейчас всё вернулось на круги своя. Цена обычная для этого времени, - рассказал таксист со стажем.
Таксисты уверяют, что если бы закон работал как задумали, то жизнь законопослушных водителей он бы не усложнил. Но теперь водители стали зарабатывать чуть меньше.
- Депутаты, когда принимали закон, смотрели на Москву - там давно уже так, все легально и официально. Но они не подумали, что в регионах своя атмосфера и многое здесь работает по-другому, в том числе платежеспособность клиентов отличается, - отмечает Игорь.
Другой таксист Юрий уверяет, что некоторых водителей Яндекс ограничивает, пока те не предоставят документы, необходимые для работы в такси. В остальном же всё работает как и раньше.
- Агрегатор требует документы только у трети водителей. Хочется, чтобы от властей было больше требований от службы, как от работодателя, контроля соблюдение закона, - говорит Юрий.
Руководитель EXPERT PARK Альберт Гальянов рассказал, что рынок такси настолько огромный, что «здесь и сейчас» поменять правила игры не получится. Это связано с тем, что часть экосистемы ещё не выстроена. Например, получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа через Госуслуги удаётся единицам, часто сайт выдает ошибку (возможно, из-за большой загруженности).
- В регионах каждый водитель перед выходом на линию должен получить путевые листы, но зачастую даже нет таких компаний, которые проводят предрейсовые медицинские осмотры и осмотры транспортных средств. А сфера такси работает круглосуточно, и водители должны пользоваться таким сервисом круглосуточно, иначе выполнить требования нового закона будет невозможно, - отмечает Гальянов.
Так что водители переходят на новую систему плавно, по мере возможности. Чтобы новые правила начали соблюдать все водители и организации в сфере пассажироперевозок, по мнению экспертов, рынку необходимо минимум от четырех до шести месяцев.
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»