Удивительно, что "Булгария" раньше не затонула

Ирина ПЛОТНИКОВА
Удивительно, что "Булгария" раньше не затонула

Сегодня в концертном зале ДК "Юность" на Жилплощадке продолжится открытый судебный процесс по делу о крушении дизель-электрохода "Булгария". Ожидается, что представители прокуратуры завершат оглашение обвинительного заключения и суд сможет перейти к допросу потерпевших и свидетелей. Судя по тексту обвинения, за 25 дней, что предшествовали трагедии, аварийное судно могло пойти ко дну несколько раз.

Оглашение обвинительного заключения Светлане Инякиной (учредитель и директор ООО "АргоРечТур") вчера заняло больше часа. По версии обвинения, благодаря усилиям и связям этой дамы, а также недостоверным актам проверок техсостояния "Булгарии" неисправное судно было допущено к перевозке пассажиров. Причем с недоукомплектованным и неподготовленным экипажем. За документальное подтверждение жизнеспособности дизель-электрохода, а также злоупотребление должностными полномочиями к суду привлекли троих.

Следствие полагает, что "помощь" Инякиной оказывали старший эксперт Камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов, начальник Казанского отдела Гостранснадзора Ирек Тимергазеев и его подчиненный Владислав Семенов. Пятый подсудимый - старпом судна Рамиль Хаметов обвиняется в нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта.

Согласно материалам дела, "Булгария" открыла навигацию 15 июня 2011 года. И прежде чем отправиться в роковой путь по маршруту Казань - Болгар - Казань 9 июля, в котором погибли 122 человека, эта посудина сходила до Самары и обратно, а еще в Чебоксары, Пермь и Зеленодольск. "В ходе вышеперечисленных рейсов систематически происходили поломки двигателя и других элементов дизель-электрохода, о чем Инякиной было достоверно известно", - сообщил в своем выступлении вчера гособвинитель, помощник Татарского транспортного прокурора Евгений Дикарев.

Дикарев подчеркнул, что уже в первом рейсе из Перми в Казань (15 - 17 июня) имелись неполадки в работе левого вспомогательного двигателя и поломка топливного насоса, в пятом рейсе Казань - Пермь - Казань (27 - 28 июня) вышли из строя два вспомогательных и два главных двигателя судна. 8 июля 2011 года, в предпоследнем рейсе "Булгарии" - в Зеленодольск и обратно, поломка вывела из строя левый главный двигатель. Однако билеты на тур до Болгара на 9 - 10 июля уже были проданы...

"После трагедии мы узнали, что этот теплоход пару раз чуть ли не буксиром затаскивали в порт. Знали бы раньше - ни за что бы не поехали!" - говорит выживший пассажир Николай Макаров. На борту "Булгарии" он оказался по корпоративной путевке от стройфирмы вместе с женой и 10-летней дочкой Юлей. Девочка погибла. За время следствия в семье родился сын. 6 мая на старте судебного процесса Николай Макаров с удивлением узнал, что в список потерпевших его с женой не включили. Вчера судья исправил эту ошибку, а также удовлетворил ряд ходатайств о замене одних потерпевших их ближайшими родственниками.

В ходе переклички в концертном зале прозвучала печальная новость: одна из потерпевших финала  процесса уже не увидит. Вместо Антонины Роговой на суд пришел ее знакомый, принес судье справку о смерти. О причинах смерти женщины он не сообщил. Ну а причины гибели "Булгарии" вчера озвучил гособвинитель. Дикарев отметил, что "авария и ее последствия обусловлены не одним нарушением правил и требований" к безопасности, а целым букетом.  Включая аварийное состояние судна, неисправность системы насосов, выход в рейс, несмотря на штормовое предупреждение и перегруз: суммарная вместимость "Булгарии" составляла лишь 152 человека, но на борт взяли 163 пассажира и 38 членов команды. По версии обвинения, затоплению "Булгарии" способствовала "неподготовленность экипажа в борьбе за живучесть судна".