«Уволились учителя, отчислились ученики»: построят ли в Казани еще одну «шаймиевскую» школу?

Наталия ВАСИЛЬЕВА
«Уволились учителя, отчислились ученики»: построят ли в Казани еще одну «шаймиевскую» школу?

Еще одну «шаймиевскую» школу могут построить в Казани, так как открывшаяся год назад полилингвальная школа «Адымнар» не вмещает всех желающих, в классах сейчас учатся по 39 детей, заявила вице-спикер Госсовета РТ Татьяна Ларионова. При этом депутат не стала отрицать, что из казанского «Адымнара» уже уволились несколько педагогов, а из елабужского – ушли ученики. И ответила на упрек родителей в том, что «шаймиевские» школы больше заняты PR, чем учебным процессом.

Напомним, в 2018 году госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, завершив девятилетнюю работу по возрождению древних Болгара и Свияжска, объявил о желании создать в Татарстане сеть полилингвальных комплексов, где дети смогли бы учиться на русском, татарском и английском языках. Уже 1 сентября 2020 года в Казани на Бондаренко была открыта свежепостроенная полилингвальная школа-интернат на 1224 места. Она стала частью комплекса «Адымнар - путь к знаниям и согласию», в который также вошли действующая «английско-шаймиевская» 165-я школа  на улице Бичурина (ей присвоили статус начальной билингвальной), несколько казанских детсадов, загородный детский лагерь «Пламя» на Горьковском шоссе. Еще одна полилингвальная школа «Адымнар» была открыта в Елабуге. Обе находятся в подчинении Минобрнауки РТ. Попасть в «шаймиевские» школы было непросто: к примеру, в казанской только 30% мест отдали детям из прилегающего микрорайона, остальных набрали по собеседованию.

- Территория микрорайона, закреплённая за школой, была ограничена. Количество домов там приписано минимальное, - пояснила в ходе онлайн-эфира с жителями республики вице-спикер Госсовета РТ и исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова. – Потому что туда должны идти дети, которые понимают, что независимо от своей национальности они должны будут учить оба государственных языка в республике – русский и татарский. Во-вторых, там в качестве иностранного изучают не только английский язык, но и арабский, итальянский, китайский, турецкий… То есть у ребенка должны быть желание и способности изучать языки. Исходя из этого, школьный «микрорайон» несколько ограничен.
 
Ларионова обратила также внимание на то, что ученики со 2-го класса проходят тестирование  по татарскому, русскому и английскому  языкам, «чтобы можно было выявить потенциал детей, российское законодательство это не запрещает». А при приеме в 1-й класс приоритет будет отдаваться выпускникам детских садов, входящих в полилингвальный комплекс.  

 - Отличие полилингвальных школ от обычных татарских и английских школ в том, что в них даже основные предметы изучаются на татарском и английском языках, - подчеркнула депутат-единоросс. - Например, биологию, географию и математику там с 7-го класса преподают на английском языке. На татарском языке дети начинают заниматься со 2-го класса на уроках физкультуры, изо, музыки. В дальнейшем количество таких предметов увеличивается… Очень тяжело с татарским языком поначалу было в Елабуге. Очевидно, что Елабуга русскоязычная. И поэтому они ввели дни татарского языка, когда ученики и педагоги разговаривают друг с другом только на этом языке.
 
Всего в Татарстане планируют построить еще четыре полилингвальных комплекса сети «Адымнар».

 - 1 сентября откроем школу в Набережных Челнах. В будущем – в Нижнекамске и Альметьевске. Совсем недавно президент республики принял решение о строительстве полилингвального комплекса в селе Усады Лаишевского района, - сообщила Ларионова. - Возможно, затем будет построен еще один полилингвальный комплекс в Казани, потому что востребованность в нем, судя по школе на Бондаренко, колоссальная. Там сегодня многие классы переполнены, обучается по 38 - 39 детей.

Тем временем в Казани завершается строительство загородного полилингвального детского лагеря.
 
- Это будет круглогодичный центр дополнительного образования на озере Лебяжьем, куда дети будут выезжать целыми классами и погружаться в языковую среду… Татарский язык можно выучить даже за одну смену. Там будут смены и на английском языке, - заверила Татьяна Ларионова. - Аналогичный загородный центр мы начинаем строить в Набережных Челнах на базе одного из лагерей КамАЗа.

На вопрос зрителей об увольнении из казанского «Адымнара» учителей, недовольных низкими зарплатами, депутат ответила:

- Несколько человек действительно уволились по собственному желанию. Не считаю это каким-то сигналом, это нормальный рабочий процесс... Все, что мы обещали педагогам, то и дали. У нас есть надбавка учителям татарского и английского языков. По остальным предметам каких-либо обещаний не давалось. Может быть, осталось невыполненным только обещание в адрес администрации (казанского комплекса), потому что почти три тысячи детей в комплексе, а директор и его заместитель получают такую же зарплату, как в любой другой школе…

По словам Ларионовой, власти республики дали согласие на то, чтобы администрация казанского полилингвального комплекса тоже получала надбавку.

Напомним, ранее в ситуации с зарплатой и увольнением якобы сразу трех учителей школы «Адымнар» обещал разобраться министр образования РТ Ильсур Хадиуллин. Он заверил, что учителя, преподающие на английском и татарском языках, получают надбавку к окладу до 70%. Согласно сведениям Минобрнауки РТ о средней заработной плате руководителей подведомственных организаций, в 2020 году директор казанской полилингвальной школы Айдар Шамсутдинов получал 172,7 тыс. рублей в месяц (больше, чем самые высокооплачиваемые директора городских школ.«ВК»), а его 23(!) заместителя - от 32 до 80 тысяч. 

 - Мы не скрываем, что и несколько учеников отчислились из «Адымнар», особенно это было характерно для Елабуги, - продолжила эфир Татьяна Ларионова. – Потому что родители и ученики где-то переоценили свои возможности, и когда поняли, что здесь сложнее, перевелись в другие школы. В этом нет никакой трагедии.  

А на замечание одной из родительниц в онлайн-чате о том, что в администрации «Адымнар» больше заняты PR, нежели выстраиванием учебного процесса, Ларионова заметила:

-  Действительно, было много материалов в СМИ, фотографий и комментариев родителей в соцсетях… В «Адымнар» часто приезжают делегации, чтобы посмотреть и поучиться у нас. И, наверное, некоторые родители воспринимают все это как PR. Но это не столько PR, сколько открытость - для оценки и обратной связи… Главы муниципалитетов в очередь выстраиваются к Рустаму Нургалиевичу и Минтимеру Шариповичу, чтобы у них построили полилингвальные комплексы.