«Уже и до Сибгата Хакима докатилось, как раковая опухоль расползается!»: казанские власти не могут совладать с халявщиками на платных парковках

Дарья СУББОТИНА
«Уже и до Сибгата Хакима докатилось, как раковая опухоль расползается!»: казанские власти не могут совладать с халявщиками на платных парковках

Настоящий бизнес расцвел на массовом нежелании автовладельцев платить за парковки в центре города. Пообщавшись с инспекторами «Казанского паркинга» и чиновниками городского комитета по транспорту, корреспондент «ВК» выяснила, что закрывать госномера бумажками, как это практиковалось пару лет назад, сегодня уже не тренд. Львиная доля халявщиков оставляет машины на платных стоянках без номеров и с закрытыми VIN-кодами. При этом для удобства граждан на парковках регулярно вешают объявления о продаже магнитных рамок, позволяющих легко снимать и крепить номера. «Смотрящим» за парковками найти управу на нарушителей пока не удается.

- Вот это одна из самых первых платных парковок в Казани и самая дешевая в центре - 30 рублей в час, но платить все равно не хотят, - посетовал замдиректора по информационным технологиям «Казанского паркинга» Иван Гыбин, показав корреспонденту «ВК» парковку возле Султановской мечети на улице Тукая. - Здесь мы чаще всего находим машины с прикрытыми номерами, тогда как на других центральных улицах - со снятыми.

Кто-то из водителей на парковке у мечети прилепил на номер комок снега, кто-то - бумажку или тряпочку, третьи - дали вторую жизнь одноразовой медицинской маске.

- Здесь в основном таксисты стоят, в кафе обедают, - показал Гыбин на забегаловку, предлагающую отведать блюда национальной уйгурской кухни. - Они сейчас все выбегут и разъедутся, так обычно бывает, когда мы сюда приходим.

Инспекторы принялись очищать номера и фотографировать машины, через 15 минут они должны повторить съемку и уже после этого выписать нарушителям штраф.

- Мы сейчас уберем! 15 минут не прошло же еще? Почему фотографируете? - выбежали из кафе несколько водителей азиатской наружности. - Просто мы кушать пошли… Если уберу сейчас, штрафа не будет, правильно?..

- Главная проблема, конечно, это машины без номеров, - продолжил Иван Гыбин. - В Москве ее решили массовой эвакуацией таких автомобилей, у нас пока не получается. Думали ставить нарушителям блокираторы колес, стекол, но, к сожалению, по законодательству не можем этого делать. Через неделю-две начнем пробовать на площади Свободы систему с искусственным интеллектом, две тестовые камеры поставим.

- По записям с этих камер можно будет вычислить водителя, который оставил на парковке машину без номера, и доказать, что она простояла там более 15 минут? - уточнила корреспондент «ВК».

- Надеемся на это. Если эксперимент окажется удачным, будем эти камеры повсеместно внедрять.

По словам замруководителя комитета по транспорту исполкома Казани Марата Хисамутдинова, больше всего машин без номеров паркуется в центре около вузов.

- Сейчас уже и до Сибгата Хакима докатилось, как раковая опухоль расползается! - возмутился чиновник. - А с прошлого года на этом бизнес стали делать - находим на парковках объявления с предложениями приобрести магниты для крепления номеров - дескать, лучше один раз купить, чем каждый раз платить за парковку. В итоге в часы пик доля машин без номеров достигает 70 - 80 процентов. Летом, когда студенты на учебу не ездят, ситуация не такая критичная.

- Городские власти декларировали, что цель платных парковок - разгрузить улицы, но сейчас видно, что они не решают эту задачу. Число парковок растет, а дороги свободнее не становятся, - заметила корреспондент «ВК» в разговоре с Хисамутдиновым.

- Да, это надо признать. Когда только вводили эти парковки, ситуация значительно улучшилась, за год скорость движения увеличилась на пять километров, пропускная способность улиц - на 18 процентов, автомобилисты тщательнее планировали маршрут, основная масса укладывалась в бесплатные 15 минут на парковке. Система работала. Сейчас эта ситуация со снятыми номерами, конечно, сказалась на пропускной способности улиц - парковки заняты, у добросовестных автомобилистов нет возможности припарковаться, они вынуждены мотать круги в поисках места или вставать вторым рядом.

В комитете по транспорту считают, что единственный способ решить проблему - добиться разрешения на эвакуацию машин без номеров, которые стоят в радиусе 400 метров от зданий органов власти, учреждений культуры, станций метро и пр. Предлагается, как в Москве, увозить такие автомобили на штрафстоянки как потенциально опасные - вдруг водитель снял номер с машины потому, что у него в багажнике бомба?..

- Больше года мы просим рассмотреть этот вопрос на Антитеррористической комиссии РТ, но его пока не рассмотрели, - констатирует Хисамутдинов. - В республиканском управлении ГИБДД, в свою очередь, настаивают, что эвакуировать автомобиль можно лишь за движение без номеров, но не за стоянку, и предлагают нам довольствоваться правилами пользования муниципальными парковками о запрете ставить машины с нечитаемыми номерами или без них. Но у нас 134 парковочных участка, и для исполнения этого правила на каждой парковке должен все время находиться контролер и пресекать факт снятия номеров. У нас нет столько людей! К тому же смысл муниципальных парковок был в том, чтобы исключить человеческий фактор и коррупционную составляющую. Но с учетом мнения ГИБДД мы параллельно идем по второму пути: пытаемся добиться изменений в ПДД, чтобы запретить стоянку без номеров или добиться изменений в законодательстве, дающих органам исполнительной власти полномочия на эвакуацию машин нарушителей на муниципальных парковках. Обращались с этими инициативами в наш Госсовет, который, в свою очередь, выходил в правительство РФ, к депутатам Госдумы от РТ. Но пока никаких подвижек нет. Думаем, что первый способ, с решением Антитеррористической комиссии, более реальный.