В фильме про звуки Казани снялся битбоксер Митя Бурмистров

Айсылу КАДЫРОВА
В фильме про звуки Казани снялся битбоксер Митя Бурмистров

Первый съемочный день документального фильма-исследования звуковой среды Казани состоялся вчера во дворе Мергасовского дома, что напротив Черного озера. Рабочее название картины - «Частота 843» (843 - код Казани), над ее созданием работает группа режиссера Тимура Садыкова. Его многие знают как основателя кинокомпании «Механика Продакшн», среди  режиссерских работ Садыкова - рекламные ролики, презентационные фильмы, серия научно-популярных лекций по заказу телеканала Discovery.

Соавтор идеи снять «аудиопортрет» Казани - Леонид Иванов, организатор проектов «Экскурсии на велосипедах» и «Казанские велоночи». Это он пригласил корреспондента «Вечерней Казани» на съемочную площадку первых кадров фильма-исследования.

- Первый вариант рабочего названия нашей картины - «Карта звуков и тишины», - объясняет мне Леонид, пока оператор Юрий Данилов и звукорежиссер Рустам Рашитов устанавливают во дворе свою мобильную технику. - Он понятнее отражает суть, но «Частота 843» - короче: удобнее писать на «хлопушке». О чем наш фильм? О звуках и тишине. Как звучит Казань? Как звучит каждый камень нашего города? Из каких звуков состоит раннее летнее утро? А вечер? Ночь? Как слышат наш город музыканты? С какими камнями каких мостовых резонирует их душа?

- Как много вопросов!

- И пока ни одного ответа. Ответы мы будем искать до конца лета вместе с нашими героями. Вот сегодня, например, снимаем Митю Бурмистрова - одного из самых знаменитых в России битбоксеров (битбокс - искусство звукоподражания. - А.К.). В планах - записать интервью с главным дирижером Государственного симфонического оркестра Татарстана Александром Сладковским, выдающимся композитором Софией Губайдулиной (переговоры о возможной беседе с ней по скайпу уже ведутся), с джазовой вокалисткой Ольгой Скепнер, уличными музыкантами... Важнейшим элементом нашего исследования будет сам город. Мы хотим зафиксировать, как звучит Казань в разное время суток. Кроме временных параметров будут плоскостные: звуки на земле и под землей - в метро, на воде, в воздухе...

- Тишина будет в этой картине?

- Да, это важнейший элемент нашего исследования, поскольку тишина – это тоже звук. Для иллюстрации этого тезиса мы привлекаем особую группу людей – слабослышащих музыкантов, которые занимаются жестовым пением. От них мы узнаем, как они себе представляют звук.

- Почему своего первого героя, Митю Бурмистрова, вы снимаете во дворе раздолбанного дома - памятника конструктивизма? Это его любимый уголок в Казани?

- Это место выбрал для съемки наш режиссер Тимур Садыков. Оно узнаваемое, знаковое для казанцев. Всех своих героев мы планируем снимать на фоне узнаваемых мест...

В фильме про звуки Казани снялся битбоксер Митя Бурмистров

… Мы прерываем нашу беседу и наблюдаем за съемками. Митя Бурмистров сидит на ступеньках центральной лестницы двора, малочисленная съемочная группа кучкуется у основания лестницы. Во главе группы - Тимур Садыков, он задает Бурмистрову один вопрос за другим. Самое любопытное из ответов Мити:

- Музыка для меня - это такой сумасшедший телепорт. Благодаря ей я могу телепортироваться: почувствовать себя в разных временах, в разных телах, в разных эмоциональных состояниях...

- Да, я слышал выражение «архитектура - застывшая музыка». Но я бы сказал, что музыка - это всегда архитектура. К тебе приходит идея, мелодия, ты ее записываешь. Фиксируешь. Превращаешь из мимолетности в застывший проект...

- Для того чтобы написать музыку, неважно место, в котором ты находишься. Ты можешь быть в прекрасном райском саду, но у тебя плохое настроение. В плохом настроении ангельских песен не напишешь. Важно состояние внутреннего спокойствия. Самые романтичные свои песни я написал в комнате, где шел ремонт...

- «Гений места» - пустое для меня словосочетание...

- Я не знаю, что это такое - родные звуки. Мне нравится звук дождя. Но я не могу назвать его родным. Когда жарким летним днем вдруг начинается дождь, внутри тебя начинает чирикать птичка...

- Какие звуки помогают мне вспомнить родной дом? Никакие. Для того чтобы вспомнить родной дом, мне нужно заткнуться. И задуматься. Мысленно перенестись на 25 лет назад...

- Мое любимое время - это часов пять, шесть утра. Время утренней росы. Идеальное для того, чтобы побыть наедине с собой...

В фильме про звуки Казани снялся битбоксер Митя Бурмистров

Под конец интервью Тимур Садыков просит Бурмистрова описать музыку рассвета. Митя недолго думает:

- Сначала вступают скрипки. Потом басы. Потом завывает женщина. И барабаны!..

- А тишина - это звук? - уточняет режиссер.

- Тишина - это звук, - соглашается композитор и битбоксер Бурмистров. А потом по просьбе Садыкова раза три говорит эту фразу на камеру с разными интонациями...

Фото Леонида ИВАНОВА