В Казани встретились два патруля - «Гражданский» и дорожный
Сегодня в Казань прибыла «Эстафета трех столиц» - эстафета безопасности, организованная Федерацией автовладельцев России с целью популяризации нового проекта ФАР — под названием «Гражданский патруль» («ФАРПост»).
Эстафета стартовала в 19 мая в Санкт-Петербурге, прошла через Москву, Ярославль, Иваново, Владимир, Нижний Новгород и финишировала в Казани. В 16.00 председатель ФАР Сергей Канаев, региональный представитель ФАР в РТ Рамиль Хайруллин, региональный представитель ФАР в Башкортстане Ленар Хабирьянов и глава республиканской ГИБДД Рифкат Минниханов приняли участие в пресс-конференции — эта встреча одновременно стала первой совместной публичной акцией ГИБДД РТ и регионального представительства ФАР (до сих пор между этой общественной организацией и общественниками не прекращалось негласное противостояние).
Главный госинспектор республики начал с того, что разочаровал общественников, считающих одной из главных своих задач борьбу с должностными привилегиями на дорогах (напомним, председатель ФАР Сергей Канаев стоял у истоков борьбы с «синими ведерками»). Перед началом пресс-конференции, проходившей в гостинице «Волга», у обочины появилась патрульная машина ГИБДД и инспектор ДПС занял «боевую позицию» на дороге, явно готовясь обеспечить беспрепятственный проезд какому-то важному автомобилю. Но ни машин с мигалками, ни вообще авто, соответствовавшего уровню начальника республиканского управления ГИБДД, на дороге не появилось - Рифкат Минниханов пришел на встречу с общественниками пешком! (Возможно, он и приехал, но авто оставил где-то на общей парковке).
И на пресс-конференции принципиального столкновения позиций не наблюдалось. Главный госинспектор одобрил позицию активистов ФАР , которую озвучил Сергей Канаев: «Сейчас все понимают, что нынешнюю ситуацию на дорогах России одна ГИБДД исправить не может, да и не должна... Точку невозврата мы уже прошли: до 90 процентов автомобилистов считают лохом того, кто соблюдает Правила дорожного движения. Мы предлагаем повысить безопасность движения, поменяв приоритеты, сделав модным соблюдение правил, и общество должно активно включаться в процесс.».
Одобрил Рифкат Минниханов и содержание памяток для участников дорожного движения, готовых участвовать в общественном контроле. (В них, кроме принципов и целей проекта изложены очень полезные алгоритмы действий для тех, кто стал свидетелем нарушения правил и хочет добиться справедливого наказания нарушителя и для тех, кто хочет участвовать в общественном контроле за качеством топлива). И согласно кивнул, когда Канаев заметил: «Многие готовы включиться в проект «Гражданский патруль», но не все сами готовы соблюдать правила. Сейчас не соблюдать правила модно, а мы хотим изменить ситуацию Гражданский патруль направлен на выявление всех нарушений, в том числе и нарушений, допускаемых самими патрульными...». И с удовольствием выслушал рассказ о том, как не подтвердилась плохая репутация казанских водителей — дескать, неуступчивые татарстанские «гонщики» охотно уступали дорогу автомобилю ФАР, ехавшему по всем правилам.
Глава республиканской ГИБДД однозначно высказался за сотрудничество ведомства с законопослушными водителями, и тут же указал, что, по его мнению, этому мешает: «Дополнительный контроль дает хорошие результаты. Но много информации поступает о том, что наши сотрудники нарушают правила дорожного движения при выполнении служебных обязанностей — такие жалобы мы не принимаем». Дескать, если инспектор ГИБДД припарковал машину под запрещающим знаком или на тротуаре и пошел по своим делам — это наказуемо. А если встал на перекрестке с жезлом, чтобы регулировать движение — он не виноват, ибо некуда ему больше машину девать. Возражения общественников, что мог ее на стоянке оставить шеф ГАИ оставил без внимания.
- Честно говоря, мы сами хотели запустить такую же программу, чтобы автовладельцы давали нам информацию о нарушителях, - признался Рифкат Минниханов. - Но потом от нее отказались: должно быть не только заявление, но и доказательная база. А мы вызываем заявителя, чтобы ее собрать — а он не появляется. И как административное дело заводить? Вы думаете, нам скинули – и все?..
А затем шеф ГАИ дал понять: лучше бы высказывать претензии и решать проблемы, не вынося сор из избы, то есть за пределы республики. И засомневался, когда общественники стали возражать. Дескать, на местном уровне дела буксуют, приходят отписки. А потом предложил писать прямо ему, на личный электронный адрес. На что Канаев резонно возразил, дескать, местные фаровцы могут дать местной ГАИ на реакцию три дня, а не последует она в этот срок — пишите выше...
Участники эстафеты успели поговорить о нарушителях правил движения — рядовых и привилегированных, о проблемах байкеров и скуттеристов, о необходимости участия сторонников ФАР в воспитании детей и подростков... Жаль, время не позволило коснуться еще одной темы — качества дорог. Автор этого материала практически одновременно с эстафетой ФАР проехала на автомобиле по маршруту Ярославль-Иваново-Владимир-Суздаль-Нижний Новгород-Чебоксары-Казань. И мне лично в памятке «Гражданского патруля» не хватило еще одного алгоритма — как действовать в случае, если дорога похожа на поле после бомбежки, если ремонт федеральной трассы М-7 ведут два десятка мужиков, которые перекрыв дорогу на несколько часов, не торопятся ее асфальтировать, а курят, курят, курят, и как предотвратить аварийную ситуацию, которую создает на дороге земляк из Татарстана, устраивающий гонки на фуре по встречной полосе...