В казанские дорожные ямы уложат восемь миллиардов рублей

Марина ЮДКЕВИЧ
Фотография Александра ГЕРАСИМОВА

Мэрия Казани обещает, что в этом году столичные дороги станут намного ровнее. Еще бы, ведь в них за считаные месяцы будет вложено 8 млрд рублей! Покрывать эти ямы настолько толстым слоем денег не пробовали еще ни разу в истории Казани. Вдруг поможет?

Недавно Рустама Минниханова спросили в твиттере: что бы такое сделать с Чистопольской, чтобы по ней стало можно ездить? "Только ремонтировать", - ответил он с лаконичностью древнего римлянина. Но вот что эти римляне, если уж речь зашла, понимали в ремонте дорог?! Да ничего, как вымостили, так и стоят две тысячи лет. Одно слово - дикость. Вот Чистопольская - это да, памятник нашей современной цивилизации.

Не далее как нынешней весной на ней сделали ямочный ремонт... Это такое наше ноу-хау, про доходность которого в народе сложилась пословица "Клади в грязь - будешь князь"; эту отрасль муниципальной деятельности курирует Комитет внешнего благоустройства исполкома Казани. Весна еще не кончилась, когда благоустроенная таким образом Чистопольская стала ареной кипучей деятельности, курируемой уже Управлением капстроительства и реконструкции того же исполкома: верхний слой дорожного покрытия с вкраплениями свежих заплат был срезан под ноль. Это после ямочного ремонта настала на Чистопольской пора ремонта просто. А ведь бывает еще и капитальный...

Так что г-ну Минниханову стоило сформулировать свой афоризм не в стиле Цезаря, а в славных традициях тов. Ленина: "Ремонтировать, ремонтировать и ремонтировать!".

Одно успокаивает: капитального ремонта на Чистопольской не будет. Во всяком случае, этой весной не обещают... А где какой ремонт обещают, вчера рассказал журналистам 1-й вице-мэр Казани Иршат Минкин. Строительство, реконструкция или ремонт запланированы на 74 участках казанских улиц. Вице-мэр озвучил критерии, по которым отбирались эти участки: во-первых, маршруты Универсиады (улицы Павлюхина, Эсперанто, Вишневского, включая мост "Миллениум"... - и без ремонта далеко не самые запущенные), во-вторых, "места пребывания наших гостей - в основном аэропорт железнодорожный вокзал и такие улицы в центре города, как Московская, Чернышевского, Пушкина...", и уж в-третьих - "фактическое неудовлетворительное состояние дорог, по которым есть многочисленные жалобы жителей". В эту третью категорию к многострадальной ул. Тукая, Московской и т.п. на днях повезло попасть улице Гагарина, когда неудовлетворенность ее состоянием выразил лично Рустам Минниханов. Тогда же он распорядился к 6 федеральным миллиардам на дороги добавить еще два из татарстанского бюджета.

Легко представить нетерпение, которое охватывает тех, кому предстоит освоить новые два миллиарда, но... На вопрос "ВК", проведены ли уже конкурсы на размещение этого заказа (без этого приступать к освоению закон не позволяет), начальник Управления капстроительства и реконструкции Ильгиз Латыпов ответил, что они будут проведены непременно, вот только закончится работа над проектной документацией...

Теперь прикинем: если даже эта работа закончится уже в мае, то затем вся конкурсная процедура займет не меньше месяца. Следовательно, при самом благоприятном раскладе к ремонту и строительству дорог на эти 2 миллиарда можно будет приступить лишь в середине лета.

Сколько времени останется на то, чтобы их закончить? Учитывая, что, скажем, горячий асфальтобетон по правилам можно укладывать при суточной температуре не ниже плюс 5 - далеко не достаточно... Впрочем, что за опасения, разве между нами и двумя миллиардами рублей могут встать какие-то глупые капризы климата! Наши умельцы давно освоили укладку дорожного покрытия в октябре и в ноябре, в дождь и в снег.

А что касается закона о конкурсном размещения гос- и муниципального заказа, то от него вообще одни неприятности. Только тормозит процесс освоения денег. Это же надо умудриться заранее провести торги... А кому, скажем, осенью может прийти в голову, что следующей весной придется-таки делать ремонт дорог? Ну это же все равно что планировать стихию...

К тому же, по данным электронной торговой площадки, очевидно, что десятки контрактов в этой сфере, и практически каждый - на десятки миллионов рублей, заключаются в Казани по итогам несостоявшихся торгов. Что означает: конкуренции исполнителей, ради которой закон эти торги и сделал обязательными, не было. За каждым контрактом явился только один исполнитель и величественно, как лев у братьев Запашных, занял свою тумбу. И заметим, ни один из хищников не захотел занять чужую. Для непонятливых: даже за тот самый ямочный ремонт, т.е. возможность кинуть в грязь пару лопат быстрорасползающейся дряни и получить за это миллионы, конкурирующие дорожники не бьются насмерть шанцевым инструментом! Вот это дисциплина, вот это аттракцион! Сделал ремонт - отойди, дай коллеге поремонтировать.