В процессе «дноуглубления» проступили очертания будущей дороги

Инна СЕРОВА
Фотографии автора

Планы строительства новой дороги, ведущей из центра Казани к трассе М7 представили сегодня журналистам проектировщики, экологи и строители.

Официально эту пресс-конференцию созвали, чтобы ознакомить представителей СМИ, а с их помощью и всех горожан, с концепцией развития и благоустройства прибрежных территорий Казани, которая должна стать логическим продолжением «концепции генплана», реализовавшейся до последнего времени. Фактически - чтобы успокоить страсти, разгоревшиеся вокруг работ, которые ведутся на Волге силами ПСО «Казань». Дачники, жители Аракчино и Куземетьево, экологи из Татарстанского отделения Социально-экологического союза провели уже несколько митингов, требуя «не трогать Волгу». Причем протестуют они не только против строительства новой дороги, но и вообще против каких-либо работ в этой части акватории Куйбышевского водохранилища.

- На сегодняшнюю пресс-конференцию мы вынесли вопрос, который по своей сути связан с транспортным обеспечением нашей столицы, - заявил журналистам первый заместитель мэра Иршат Минкин. - Концепция устойчивого комплексного развития прибрежных территорий Волги и Казанки является крупным и ответственным градостроительным проектом, который в случае реализации окажет существенное влияние на характер освоения территорий города, повысит качество городской  среды в районе акваторий Волги и Казанки.... Предполагается объединить общим градостроительным решением…

Проект должен охватить береговую линию протяженностью около 30 км, площадь территории, на которой будут вестись строительные работы - около 3 тысяч гектаров. Его цель - «обеспечение максимальной доступности горожан к акватории рек», что в переводе с чиновничьего языка на общедоступный похоже на обещание прекратить доселе принятую в Казани политику, при которой земли береговой линии всеми правдами и неправдами выкупаются, застраиваются коттеджами, пирсами и отгораживаются от нежелательных посетителей заборами и шлагбаумами. Дескать, теперь по берегам буду строить исключительно общедоступные набережные!

Реализация проекта, согласно версии городских чиновников, позволит решить сразу несколько задач - создание общедоступных зон отдыха в центре Казани, поддержание в Казанке стабильно высокого уровня воды, не зависящего от перепадов уровня в куйбышевском водохранилище, которыми «командуют» энергетики, строительство новой дороги, которая разгрузит центр города и Горьковское шоссе, от транспорта и даст толчок к развитию прибрежных территорий на левом берегу Волги - между Зеленодольском и Казанью.

Для поддержания уровня Казанки на отметке 53 м планируется возведение системы переливных шлюзов в районе существующей Кировской дамбы Уровень Волги уже сейчас всего 49 метров, и опустится ниже, если лето будет засушливым, и тогда вода из Казанки уйдет, а хочется, чтобы Казанский Кремль всегда отражался в реке, поэтически заметил Минкин, завершая описание концепции развития и благоустройства берегов.

Участники брифинга постарались наглядно доказать, что предусмотренное этой концепцией строительство дамб и дороги есть по сути не что иное, как возвращение воды в прежнее русло. Предъявили карты, датированные позапрошлым веком, на которых на месте нынешних заливов - пойменные луга, и фотографии местности, сделанные до 1953 года, когда было заполнено водохранилище... Даже сделанное при его обмелении фото участков со следами проступающей сквозь ил старой брусчатки отыскали и показали!

Гендиректор Татдорпроекта Елена Пановская доказывала: новая 17-километровая 4-х полосная дорога (земляное полотно будет насыпано с учетом расширения ее в перспективе до 6 полос), которую планируется проложить по «поднятым» (за счет грунта, образующегося при дноуглублении водохранилища) островам, поможет убрать автомобильные пробки с Булака, Нариманова и прочих центральных улиц, поскольку пропускная способность одной ее полосы составит около 1000 автомашин в час, а от речного порта на «островную» дорогу, огибая центр, будет выходить новая шестиполосная дорога, которую проложат от улицы Девятаева до дорожной развязки, которую построят у нынешнего въезда на Кировскую дамбу, в районе здания ГИМС. Проектировщики предложили три варианта развязки, какой в итоге воплотят, пока не решено. Зато уже известно, что дорога, ведущая к М7 по островам, потребует строительства девяти мостов.

Пановская упомянула, что дноуглубительные работы в ходе строительства «снизят застойные явления в водохранилище». А завкафедрой «Инженерная экология и рациональное природопользование» энергоуниварситета Роза Дыганова развила тему. Она объяснила: большая часть территорий вдоль левого берега Волги, а точнее, Куйбышевского водохранилища, которые сейчас покрыты тонким слоем воды до 1953 года были «материком». А острова, по которым пойдет дорога. существуют сейчас, они только будут «подняты», и они «не попадают под категорию водного фонда, то есть могут быть использованы под строительство». Таких островов, как выяснилось - 71, общей площадью 435 га... А еще Дыганова заверила, что дноуглубление с помощью современных американских насосов большого ущерба экологии не нанесет, а, напротив, приостановит начавшееся заболачивание берегов.

Корреспондент «ВК» задала Розе Дыгановой волнующий местных экологов вопрос: как может отразится появление новой дороги на качестве воды в водохранилище, ведь ниже по течению расположен водозабор? Та заявила, что водозабор, который мы видим, когда подплываем по Волге сверху к Речному порту, на самом деле - недействующий, законсервированный в качестве резервного, а забор воды сейчас осуществляется в районе Речного порта, под водой, и не с краю, а с середины русла, то есть очень далеко от мест, где планируют построить дорогу.

...На вопрос, когда начнется реализация проекта и в какую сумму он обойдется, ответа дать не смог никто. Денег ни в бюджете города, ни в бюджете республики на воплощение грандиозной концепции нет, Москва их также не дает, остается ждать инвестора. Если он найдется,  дорога будет платной - иначе у инвестора интереса вкладываться в нее нет.

Но если так, то что за масштабные работы ведет с прошлой осени в зоне, где планируется строить дорогу по островам, ПСО «Казань» ? После брифинга ее гендиректор Равиль Зиганшин заявил журналистам: ПСО «Казань» занимается исключительно дноуглублением, а делает это зимой, потому что это выходит намного дешевле, чем летом. Работаем, уточнил он, исключительно на своих собственных территориях - в зоне собственных предприятий, имея на это все необходимые разрешения.

На брифинге прозвучала информация к размышлению: заказчик проекта концепции дороги - ПСО «Казань». Учитывая, что ни одна коммерческая организация не станет оплачивать проект, если не собирается его воплощать, можно предположить, что «дноуглубление» скоро плавно перетечет в строительство. Иршат Минкин ведь точно подметил, что если найдется инвестор, то он будет заинтересован максимально ускорить строительство. Ну, чтобы деньги поскорее начать «отбивать». Ведь дорога, даже платная - это проект долгосрочный, окупающийся крайне медленно.


Концепцию развития представил замруководителя горисполкома Иршат Минкин

Концепцию развития представил замруководителя горисполкома Иршат Минкин

...А разъяснения по ней давал гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин

...А разъяснения по ней давал гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин

 Идеологи концепции считают, что она очень важна для полноценного освоения новых территорий

 Идеологи концепции считают, что она очень важна для полноценного освоения новых территорий

 Авторы идеи доказывают: там, где хотят проложить дорогу по островам, был когда-то «материк»...

 Авторы идеи доказывают: там, где хотят проложить дорогу по островам, был когда-то «материк»...

...А сегодня - мелководье, грозящее перерасти в болото

...А сегодня — мелководье, грозящее перерасти в болото

 Елена Пановская представила схему будущих дамб и шлюзов

 Елена Пановская представила схему будущих дамб и шлюзов

А так архитекторы видят будущие дороги Казани...

А так архитекторы видят будущие дороги Казани...

...в том числе дорогу, которая соединит Речной порт с выходом на новую трассу

...в том числе дорогу, которая соединит Речной порт с выходом на новую трассу

Какой будет развязка - пока не решено

Какой будет развязка - пока не решено

Какой будет развязка - пока не решено

Какой будет развязка - пока не решено

 Так выглядят острова из космоса. Красным цветом  обозначена будущая дорога

 Так выглядят острова из космоса. Красным цветом обозначена будущая дорога

А до заполнения Куйбышевского водохранилища она прошла бы по суше, утверждает Роза Дыганова

А до заполнения Куйбышевского водохранилища она прошла бы по суше, утверждает Роза Дыганова