В Татарстане местные торговые сети душат поставщиков и покупателей

Элеонора РЫЛОВА
В Татарстане местные торговые сети душат поставщиков и покупателей

В Татарстане в 11 торговых сетях из 17 проверенных антимонопольщики выявили нарушения в договорах поставки. Самым жадным оказалось ООО «Азык» (сеть «Пестречинка»), которое взимало дань с поставщиков социально значимых товаров: мяса кур, пастеризованного молока, хлебобулочных изделий, что категорически запрещено законом. По итогам проверок УФАС по РТ предлагает законодательно закрепить максимальный размер торговой наценки, который сейчас устанавливают сами владельцы магазинов.  

В феврале антимонопольная служба по поручению правительства РФ провела масштабные проверки торговых сетей после изменений, внесенных в Закон о торговле, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года. Главная цель нововведений - снижение для поставщиков порога входа в торговые сети. Предприниматели давно  жаловались, что за появление товара на прилавках крупных магазинов они вынуждены отстегивать серьезные комиссионные. В результате, чтобы  покрыть эти накладные расходы, поставщики увеличивали цену товара, что  в итоге било по кошельку покупателя. Сейчас максимальный размер так называемого ретробонуса (вознаграждения) официально снижен с 10% до 5%, причем в эту сумму входят все дополнительные услуги, связанные с логистикой, маркетингом, упаковкой, расстановкой товара на магазинных полках и прочим.

Как рассказал на сегодняшней пресс-конференции заместитель руководителя УФАС по РТ Игорь Павлов, в Татарстане было проверено 17 торговых сетей. В 11 из них выявлены различные нарушения антимонопольных правил и законодательства о торговле. Самыми законопослушными оказались «Магнит», «Зельгрос», «Ашан», «Метро Кэш энд Керри», «Лента», ТД «Камилла».

Нарушения в договорах поставки выявлены в «Перекрестке»,  «Верном», «Бахетле-1», «Пестречинке», «Эссене», ТД «Челны-хлеб», «Эдельвейсе», «Августине», «Чак-чаке», «Вавилоне». Антимонопольщики «просканировали» 1061 договор на отгрузку товара и нашли нарушения в 154 из них.

Выяснилось, что в то время как некоторые федеральные сети вообще отказались от взимания вознаграждения с поставщиков, представители татарстанской торговли, наоборот, вовсю нарушали допустимый 5-процентный порог. Этим грешили «Бахетле», «Вавилон», «Перекресток». А ТД "Челны-хлеб" брал комиссионные за любой, даже небольшой объем товара, что тоже является нарушением. Самым жадным оказалось руководство  «Пестречинки», которое  умудрялось собирать «оброк» с поставщиков социально значимых товаров. А «Августина» возвращала поставщикам нераскупленный товар по истечении срока его годности, хотя магазины должны самостоятельно его утилизировать.

Чтобы облегчить жизнь поставщиков, в законе также  были сокращены сроки оплаты за продтовары - в  среднем на 5 дней. В эти рамки не уложились «Вавилон», «Августина», «Эссен».

В числе других нарушений, выявленных в ходе проверки, Игорь Павлов назвал нераскрытие информации о правилах отбора поставщиков и условиях их входа в торговую сеть, которая должна быть вывешена в Интернете. На этом поймали «Чак-чак», а у «Вавилона» сайт вообще отсутствовал.

Замруководителя УФАС по РТ отметил, что в Татарстане в целом отмечается низкая осведомленность руководства торговых сетей и поставщиков об изменениях в законодательство, поэтому многие работают по старым договорам, которые ежегодно пролонгируются без учета произошедших серьезных изменений. «А ведь принятые поправки должны способствовать если не снижению, то стабилизации цен на продовольственные товары, поскольку если поставщик будет выплачивать вознаграждение в меньшем размере, то он сможет поставлять продукцию по более низким ценам», - заявил Игорь Павлов.

По его словам, по итогам проверок виновные будут наказаны, причем довольно ощутимо. К примеру, размер штрафа за отсутствие сайта или информации на нем об условиях заключения договора поставки составляет для должностных лиц  от 20 до 40 тыс. рублей, для юрлиц - 300 - 500 тыс. рублей; за нарушение требований договора поставки товара - 20 - 40 тыс. для должностных лиц, для юридических - от 1 до 5 млн.

Любопытно, что во время выборочных опросов поставщиков, которые проводили антимонопольщики в ходе проверок, от них не поступило ни одной жалобы на торговые сети, хотя неофициально они то и дело сетуют на административные барьеры и притеснения со стороны «королей прилавка».

По итогам проверок антимонопольщики сделали вывод о необходимости вернуть максимальный размер торговой наценки. Раньше она составляла максимум 25%, сейчас ее размер не ограничен и  регулируется  только аппетитами владельцев сетей. Татарстанское УФАС, которое, кстати, стало координатором проверок торговых сетей на всей территории России, а также  ответственным за обобщение информации об их результатах, намерено обратиться с таким предложением к законодателям.