В Татарстане создан регистр доноров костного мозга для онкобольных

Наталия ВАСИЛЬЕВА
В Татарстане создан регистр доноров костного мозга для онкобольных

Пока в регистр занесены всего 23 потенциальных донора – родители, чьи дети сейчас лечатся в ДРКБ. «Понятно, родителей не пришлось уговаривать. Но нам нужно очень много доноров, сотни тысяч желающих поделиться стволовыми клетками», - заявили вчера на встрече с журналистами в КФУ представители «Русфонда», организовавшего в свое время акцию в помощь певице Жанне Фриске.

Создание регистра доноров костного мозга – совместный проект КФУ и «Русфонда», который уже организовал подобные банки данных в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Самаре и Ростове.

В Казани проект реализуется по следующей схеме: университет предоставляет техническую базу и лабораторию, а благотворительный фонд обучает специалистов и выделяет финансирование. Все деньги – это пожертвования людей.

- На сегодня в России в трансплантации костного мозга нуждаются более 1,5 тысячи больных раком, а вероятность совместимости реципиента с потенциальным донором составляет примерно 1:10000. То есть, чтобы подобрать больному наиболее подходящий донорский материал, нужно проверить на совместимость не менее 10 тысяч человек. В некоторых случаях 100 тысяч. А 20 - 30 процентам онкобольных вообще не подходит ни один донор на земле, - обрисовал масштаб проблемы заведующий лабораторией петербургского НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой Александр Алянский. Ученый приехал с коллегами в Казань на два дня для обучения сотрудников КФУ ведению регистра.

На вопрос «Вечерней Казани», сколько онкобольных в Татарстане нуждается в трансплантации костного мозга, представлявший КФУ директор института фундаментальной медицины и биологии Андрей Киясов затруднился ответить. Но предположил, что, судя по сообщениям в прессе, проблема донорства в республике весьма актуальна:

- Я вчера «Вечерку» открыл, а там про заболевшую лейкемией женщину. В другом издании – про другую. Чтобы не бегать по улице, не искать и не зазывать, мол, у нас проблема, в «Русфонде», молодцы, создали банк доноров. Казань готова подключиться. Этот процесс налаживается очень просто. Допустим, есть человек, который хочет стать донором. Сначала он сдает кровь для того, чтобы определить, какой у него HLA-фенотип крови. Среди родственников самые частые совпадения, причем между братьями и сестрами гораздо чаще, чем между родителями и детьми. Затем его данные заносятся в банк и хранятся там. Если выяснится, что его материал подходит, то начинается второй этап – человека готовят к донорству.

По данным фонда, на сегодня регистр, создаваемый на людские пожертвования, состоит из десяти региональных и ведомственных баз данных и насчитывает в общей сложности 45 тысяч потенциальных доноров. Из них восемьдесят уже стали реальными донорами. Но это капля в море. Нужны миллионы потенциальных доноров, считает руководитель бюро «Русфонда» в Татарстане Наталия Сперанская.

- За последние два года наш институт провел трансплантацию костного мозга 13 жителям Татарстана. Из них 8 получили донорский материал из-за рубежа, - сообщил питерский онколог Александр Алянский.

Банк доноров – проект затратный. Чтобы проверить фенотип крови только одного потенциального донора, нужны импортные реагенты, стоимость которых сегодня равна 12 - 20 тысячам рублей. Сама трансплантация, по словам Алянского, в России проводится бесплатно - за счет государственных квот. Но пересадку проводят только в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. На вопрос «Вечерней Казани», будут ли подобные операции проводиться в Татарстане, например, на базе университетской клиники КФУ, Андрей Киясов заметил, что такая перспектива обсуждается.

Напомним, с инициативой создания в Татарстане регионального банка доноров костного мозга для онкобольных уже давно и неоднократно выступал руководитель казанского благотворительного фонда имени Анжелы Вавиловой Владимир Вавилов.

- Я даже ездил со своими наработками в Москву. К сожалению, все закончилось ничем. Потому что без федеральной поддержки это дело неподъемно, - поделился с «ВК» создатель первого в Татарстане детского хосписа. - Подсчитайте сами, чтобы найти одного подходящего донора, нужно протестировать сто тысяч потенциальных. Получается сумма с девятью нулями. Волонтеры хороши для пускания в небо шариков, а тут нужны серьезные деньги и специалисты.

При этом, по мнению Вавилова, для Татарстана, где каждый 43-й житель болен раком, регистр доноров костного мозга - проект более чем актуальный:

- Рак наступает. По прогнозам через десять лет заболеваемость вырастет еще на 20 процентов. Пересадка костного мозга не панацея, но шанс победить рак крови. Свой банк доноров позволит удешевить лечение онкобольных. Больным в России, как правило, подходят доноры из Германии, так как в советские годы произошло большое кровосмешение немцев и русских. Так вот, за весь курс лечения в немецких клиниках – курс химиотерапии, которая убивает собственный костный мозг пациента, типирование, поиск донора, трансплантацию – наши люди вынуждены платить около 450 тысяч евро. Только поиск донора в зарубежных банках стоит около 25 тысяч евро.

Как попасть в регистр?

Донором может стать здоровый человек в возрасте от 18 до 49 лет. Первый шаг - прийти в отделение переливания крови в РКБ или ДРКБ, сдать 9 мл крови на типирование и подписать соглашение о вступлении в регистр. Как забирается костный мозг в случае, если донор подходит реципиенту? У донора под наркозом с помощью иглы прокалываются тазовые кости, в шприц забирается жидкость. После этого донор проводит в стационаре около двух дней. Второй способ – получение кроветворных клеток из периферической крови. То есть берут кровь из вены, прогоняя ее через сепаратор, который отбирает только стволовые клетки, а остальные компоненты крови возвращаются донору.