В Татарстане тихо закрыли громкое дело о пытках в полиции
Уголовное дело о пытках в нижнекамском УМВД прекращено. Следователи пришли к выводу, что никакого события преступления, то есть избиения и издевательств, о которых заявил побывавший в полиции житель Нижнекамска Ильдар Камалеев, не было и стражи порядка вели себя с ним вполне чинно и благородно… Потерпевший, которому теперь грозит обвинение в ложном доносе, намерен жаловаться председателю Следкома РФ Александру Бастрыкину. «Если бы я лгал, то испугался бы проверки на детекторе лжи, но почему-то от нее отказался не я, а полицейские», - рассказал Камалеев корреспонденту «Вечерней Казани».
Напомним, 34-летний Ильдар Камалеев, имеющий репутацию законопослушного и добропорядочного человека, оказался в районном управлении полиции 8 ноября прошлого года. Его забрали вечером из дома и сообщили, что подозревают в избиении некоего гражданина, которого поколотили в подъезде, где Камалеев сдает квартиру. А когда мужчина заявил, что живет в другом месте и не имеет отношения к случаю в подъезде, из него, по словам Камалеева, принялись выбивать признание: кроме кулаков полицейские использовали в качестве аргумента полиэтиленовый пакет, который надевали на голову задержанного, не давая дышать.
После нескольких часов, проведенных в УМВД, мужчине пришлось обратиться в БСМП соседних Набережных Челнов (Нижнекамск - город маленький, и в местную больницу Камалеев не стал обращаться намеренно). Там у него диагностировали контузию, ушибы почек, головного мозга… А пока Ильдара лечили, его жена написала заявление в следком о зверском избиении мужа в полиции.
Вскоре в нижнекамском отделе СУ СКР по РТ возбудили уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий». Доследственная проверка показала, что 8 ноября с 18.00 до 23.00 «неустановленные должностные лица Управления МВД РФ по Нижнекамскому району, находясь в служебном кабинете №323, явно выходя за пределы своих полномочий, применили физическую силу и оказали психологическое давление в отношении Камалеева И.М. с целью принуждения его к даче признательных показаний в совершении преступления...». Затем были установлены трое предполагаемых участников избиения Камалеева, которых потерпевший опознал на очных ставках. А в конце декабря 2016-го резонансное дело было передано во 2-й отдел по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ.
И вот 18 марта этого года производство по делу было тихо закрыто за отсутствием события преступления.
- Основанием для такого решения послужило бездействие следственных органов, - считает адвокат Ильдара Камалеева Рамиль Валеев. - В частности, непонятно, почему осмотры в здании УМВД не были произведены сразу, хотя с письменным заявлением Олеся Камалеева обратилась уже 9 ноября 2016 года, то есть на следующий день? А на момент первых следственных действий в УМВД все интересующие нас помещения были уже приведены в состояние стерильности с полным отсутствием следов не только преступления, но и вообще какой-либо жизнедеятельности.
Одна из основных претензий со стороны Камалеева и его защитника - то, что следователи так и не изъяли видеозаписи с камер, установленных в здании управления полиции, хотя потерпевшая сторона с первого дня настаивала на изъятии этих записей, резонно полагая, что они могут стать решающим доказательством в деле о пытках. При этом известно, что камеры наблюдения расположены на всех этажах здания УВД, у входа в здание и на улице. Однако, как ответили в Нижнекамском УМВД на запрос следствия, все камеры в коридорах здания ведут трансляцию в режиме онлайн, запись происходящего с них не ведется.
- В итоге представили только видеозапись с камеры на входе и с улицы, и то лишь те фрагменты, которые руководство УВД сочло нужным представить, - возмущен Валеев. - Что удивительно, и следствие, и прокуратуру, куда мы жаловались по этому поводу, этот ответ из УМВД вполне удовлетворил. Но самое главное, почему сотрудники Следственного комитета не изъяли носители информации по своей инициативе, а до последнего выпрашивали ключевые сведения у полиции?
Любопытно, что в пресс-службе МВД по РТ разделили недоумение адвоката и отметили в разговоре с корреспондентом «Вечерней Казани», что объяснения про «режим онлайн-трансляции без записи» от руководства Нижнекамского УМВД действительно выглядят странно. Ведь несколько лет назад камеры в отделах полиции устанавливали как раз для записи происходящего там.
Любопытно и то, что результаты исследования на полиграфе, проведенного по инициативе следствия, подтвердили, что Ильдар Камалеев говорит правду о пытках в полиции. Но этот факт, по словам потерпевшего, не был принят во внимание, так же, как и тот, что те самые трое сотрудников полиции (которые, кстати, до самого закрытия дела фигурировали в нем в статусе свидетелей) отказались от прохождения проверки на детекторе лжи.
Не находит Камалеев объяснения и тому, что судмедэкспертиза по уголовному делу не выявила никакой черепно-мозговой травмы, которую у него диагностировали после пребывания в УМВД.
- Три разных врача в разных больницах, пока я лечился, ставили мне диагноз «черепно-мозговая травма»! Причем это были медики разного профиля: рентгенолог, нейрохирург и дежурный врач БСМП, когда я только-только обратился за медпомощью, - обескуражен Ильдар. - Я до сих пор принимаю лекарства от страшных головных болей и стою теперь на учете у нейрохирурга.
Сейчас, как сообщили корреспонденту «Вечерней Казани» в пресс-службе СУ СКР по РТ, материалы дела направлены из 2-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ обратно в нижнекамский отдел следкома, откуда его в свою очередь направят в местную прокуратуру. Если в надзорном органе оставят решение о прекращении уголовного дела в силе, Камалеевы намерены оспаривать это в Прокуратуре РТ. Также супруги готовят обращение к главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой взять их дело на контроль.