В Универсиаду въедем на бесшумных трамваях

Валентина ПАХОМОВА
В Универсиаду въедем на бесшумных трамваях

Старый, медлительный и громыхает. Так говорят о казанском трамвае противники этого вида городского транспорта. А те горожане, у кого трамвайные пути проходят прямо под окнами, и вовсе считают, что нерентабельный электротранспорт давно изжил себя. Пора уже убрать все рельсы с улиц. Аргументы железные: из-за трамвайных путей снижается пропускная способность автомобилей и автобусов, на дорогах создаются пробки.

И у пассажиров, которые предпочитают пользоваться недорогим электротранспортом, тоже есть претензии: трамваи старые, маршруты укороченные, интервалы движения большие. А после девяти часов вечера так вообще трамвая не дождешься. Кстати, сокращение трамвайного движения началось еще на волне подготовки города к 1000-летию, когда демонтировали пути на улицах Островского и Газовой, ликвидировали трамвайные маршруты и закрыли крупное депо №2.

Сейчас из двадцати одного действовавшего до юбилея города маршрута осталось всего лишь шесть, из них два коротких - №7 (от речного порта до железнодорожного вокзала) и №2 (от улицы Волкова до железнодорожного вокзала). Но большую часть трамвайного пути сократили в последние годы, когда городские власти решили кардинально изменить маршрутную сеть Казани в связи со строительством новых станций метро и развитием автобусного и троллейбусного движения. За пять лет протяженность путей уменьшилась почти на пятьдесят километров и составляет 109,5 километра.

- Жизнь вносит коррективы. Это в маленьком городе основным видом общественного транспорта является трамвай, а в миллионном - метро, - объясняет причину изменения схемы наземного электротранспорта не в пользу трамвая первый заместитель генерального директора МУП "Метроэлектротранс" Шамиль Гильманов. - В транспортном каркасе большого города все виды общественного транспорта должны быть взаимосвязаны. Зачем трамвай там, где есть станции метро?! К слову, я был в Брауншвейге, в этом маленьком городе ходят трамваи. Причем рельсы огорожены, чтобы через них не ездили машины. Мы пока об этом только мечтаем.

Сохранят ли в Казани трамвайные маршруты или трамвай уже не нужен?

- Нужен! У нас есть граждане, которым автобус не по карману, и они ездят на трамваях и троллейбусах, где билеты дешевле, - говорит Гильманов. - Мы даже в центре города стараемся сохранить движение наземного горэлектротранспорта, ведь у него есть немало преимуществ по сравнению с автомобильным. Во-первых, трамвай в отличие от автобусов и автомобилей не загрязняет воздух, во-вторых, независим от пробок на дорогах, поскольку трамвайные пути отделены от автомобильных магистралей. В свое время в европейских странах избавлялись от электротранспорта, но в последние годы возвращаются к нему. Например, во Франции и Бельгии, где большое внимание уделяется экологии, была разработана программа по развитию трамвайного движения. И мы разработали программу, в которой вопросы развития наземного и подземного транспорта рассматриваются в комплексе.

В Метроэлектротрансе уверяют, что к Универсиаде трамвайных маршрутов станет больше. Собираются открыть движение до Деревни Универсиады и жилого микрорайона "Солнечный город". А уже в этом году к Дню города будет завершен капитальный ремонт трамвайных путей и контактных сетей на проспекте Ямашева. Здесь трамвай сможет развивать скорость до 80 километров в час, что позволит сократить интервал движения. Кстати, сейчас средняя скорость трамвая составляет 16 - 17 километров в час, а интервал движения в часы пик - 4 - 5 минут, в дневное время - 6 минут, после 19 часов - 15 минут. Ну а с 21 часа ходит уже дежурный трамвай, который приходится долго ждать.

Надеются работники трамвайного депо и на обновление к 2013 году подвижного состава, изношенность которого составляет в среднем 58 - 60 процентов. А есть трамваи и с почти стопроцентной изношенностью, вот они и громыхают. Как говорят специалисты производственного отдела Метроэлектротранса, из 129 вагонов новых только 20. Но предприятие уже ведет переговоры с Санкт-Петербургским заводом о закупке нескольких вагонов марки "ЛМЗ-34", которые ходят бесшумно. Стоимость одного трамвая в зависимости от комфортности салона - от 10 до 15 миллионов рублей. Ну а ходить трамваи будут быстрее после реконструкции старых путей и контактных сетей.