Вечный балет

ВК
Анаис Шелендер и Йозеф Варга  Фото Леонида БОБЫЛЕВА.

"Жизель" - это уникальный балет. Фестиваль классического балета имени Нуриева из года в год включает в афишу любимую зрителем старинную притчу о любви и предательстве, о любви по ту сторону бытия.

Спектакль родился в короткий срок, на одном дыхании его создателей, влюбленных в "даму с фиалковыми очами", красавицу Карлотту Гризи. С парижской премьеры прошло 170 лет. С той поры нет ни одной балерины в мире, не мечтавшей исполнить этот романтический шедевр. Именно Жизель стала знаковой ролью для великих Анны Павловой, Ольги Спесивцевой, Галины Улановой. Именно балет "Жизель" воссоединил "золотой дуэт XX века" - юного Рудольфа Нуриева и приму Английского балета Марго Фонтейн.

Каких только прекрасных танцовщиц не видывала в этом образе казанская сцена. Незабываемы Кайе Кырб, Татьяна Боровик, Светлана Захарова, Светлана Лунькина, Наталья Осипова, Евгения Образцова, гостья из Нидерландов Юргита Дронина! Однако нынешний юбилейный фестиваль преподнес зрителю нежданное художественное откровение: Жизель в трактовке балерины из Лондона Анаис Шелендер. На сцене словно оживала заповедь русского театрального мудреца Станиславского - "жизнь человеческого духа". Актриса открывала в известных танцах и мизансценах новые краски, демонстрируя чудо естественности и душевной искренности. Милые, "говорящие" пластические штрихи, образные детали логично вливались в поток безукоризненной техники. Знаменитая сцена сумасшествия первого акта была проведена артисткой без особого наигрыша и аффектации, все в том же ключе искреннего, отчаянного девичьего горя, тем и покорив зрителя. Анаис Шелендер-виллиса II акта явила мастерское единство гравюр XIX века, бесплотности призрака с чувствами земными, нежностью безвозвратной любви.

 Феномен этой балерины заключается еще и в том, что в детском возрасте она была прикована к инвалидной коляске. Усилиями врачей Анаис была возвращена к полноценной жизни, а танец не только поднял ее на ноги, но и на пуанты, возвысив в ранг выдающейся балерины.

В роли Альберта выступил солист Национального балета Нидерландов Йозеф Варга, став достойным партнером балерины. Ладно, вдохновенно, с уверенностью профессионалов были проведены дуэты и пантомимные сцены (педагог-репетитор Айдар Ахметов). Трудно было поверить в то, что Варга впервые увидел свою Жизель лишь в Казани, за два дня до спектакля. Да и в Россию они тоже приехали в первый раз. Москвичка Ольга Сизых в роли Мирты, как в шутку эту партию называют "директор кладбища", блистательно провела второй акт, демонстрируя не только полет прыжков и красоту арабесков, но выявляя всю жуть, окаменелую неприступность, жестокость повелительницы виллис. Премьер казанской труппы Артем Белов в партии Ганса вырос в психологически точного актера. Эмоции, экспрессия не уводили танцовщика от канонов классики.

Венчал небывалый успех спектакля замечательный кордебалет (репетитор Валентина Прокопова). С каждым сезоном мастерство единого ансамбля повышает художественную планку балетного спектакля. Оркестр под управлением Рената Салаватова также явил единозвучие с артистами и вдохновенной музыкой романтика Адольфа Адана. Словом, третий день танцевального марафона завершился на славу.

Наталия САДОВСКАЯ, балетный критик.
Москва.