Виктор Матизен: "Нет такого понятия - мусульманское кино"

Айсылу КАДЫРОВА
Виктор Матизен: "Нет такого понятия - мусульманское кино"

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен приехал в Казань на фестиваль мусульманского кино не впервые, но после длительного перерыва. Мы беседовали с ним за несколько часов до церемонии награждения победителей VII Казанского кинофестиваля: г-н Матизен еще не знал, что вручит специальный приз гильдии фильму "Чужая" австрийки Фео Аладаг. Кстати сказать, приз киноведов и кинокритиков - одна из самых престижных наград в кинематографическом мире, потому что вручают ее профессионалы, наиболее свободные от идеологии и угодничества...

- Виктор Эдуардович, интересно ли вам было смотреть фильмы из конкурсной программы VII Казанского фестиваля мусульманского кино?

- На мой взгляд, конкурсная программа седьмого казанского фестиваля довольно слабая. Это в сравнении с третьим фестивалем, на который я приезжал... Если говорить о полнометражных игровых лентах, попавших в конкурс седьмого фестиваля, то тринадцать картин из пятнадцати сняты в совершенно архаической эстетике, они чрезвычайно моралистичны, наивно-назидательны. Я бы назвал эти фильмы местечковыми, потому что они приемлемы лишь для аудитории своих стран: за границей успехом они пользоваться не будут. Что касается короткометражных фильмов, то это просто "ниже плинтуса"! Беспомощные работы дипломников-троечников - такое оставляют впечатление... А вот в блоке документального кино были хорошие фильмы - "Стрелять или снимать" Никоса Мегрелиса, "Иншаллах, футбол!" Ашвина Кумара, "Святые войны" Стивена Маршала...  

- Приз гильдии получит документальная картина?

- Это мы будем решать сейчас с киноведом Витой Рамм. Мое предложение - вручить диплом гильдии документальному фильму "Святые войны" Стивена Маршала. Это провокационная и поучительная картина, ее очень интересно смотреть, по сравнению с ней все другие в конкурсной документальной программе - форматные. А главный приз гильдии я предлагаю вручить полнометражному игровому фильму "Чужая" Фео Аладаг. "Чужая" замечательно сделана, меня не устраивает только концовка. Но это общая беда современного кино: режиссеры не умеют кончить, во всех смыслах этого слова.   

- Больше "Чужой" лично мне понравился фильм "Belvedere" Ахмеда Имамовича...

- "Чужая" и "Belvedere" - те самые две картины в конкурсе полнометражных игровых фильмов, талантливо рассказанные языком современного кино. Но в своем фильме Ахмед Имамович делает упор на то, что боснийцы - абсолютные жертвы войны в Боснии. А ведь резня была обоюдная, сербов там тоже по полной программе резали. Делать вид, что такого не было, неправильно, на мой взгляд...

- Можно ли судить о современном состоянии мусульманского кино по программе VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино?

- Я считаю, что нет такого понятия - мусульманское кино. Есть кино мусульманских стран. Есть кино, созданное выходцами из мусульманских стран. Есть кино о мусульманах, снятое не только мусульманами... Но лично я делю кино только на хорошее и на плохое. Среди режиссеров мусульманского мира немало создателей хороших фильмов. Прежде всего это творчество великих иранцев - Аббаса Киаростами, Мохсена Махмальбафа, Джафара Панахи... Режиссеры турецкого происхождения снимают хорошее кино: Фатих Акин, Семих Капланоглу... Замечательные фильмы у тунисца Абделя Кешиша...